По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

2 июня 2024

Митрополит Евгений совершил Божественную литургию в Храме-Памятнике на Крови города Екатеринбурга

Сегодня, 2 июня 2024 года, в Неделю пятую по Пасхе, о самаряныне, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений совершил Божественную литургию в храме в Храме-Памятнике на Крови города Екатеринбурга. Здесь до сегодняшнего вечера пребывает Ковчег с частью Пояса Пресвятой Богородицы и мощей святых Богоотец Иоакима и Анны, родителей Пречистой Девы.

Его Высокопреосвященству сослужили председатель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, старший священник Храма-Памятника на Крови протоиерей Максим Миняйло; руководитель Молодежного отдела Екатеринбургской епархии, духовник Свято-Симеоновской  православной гимназии, старший священник Вознесенского архиерейского подворья иерей Павел Старков; клирики Храма-Памятника на Крови протоиерей Александр Салаутин, протоиерей Валерий Лавринов, иерей Николай Баранников, протоиерей Валентин Бондарь; клирик Свято-Троицкого кафедрального собора города Екатеринбурга иерей Константин Корепанов; секретарь главы Екатеринбургской митрополии иерей Даниил Сидоров, протодиаконы Игорь Романенко, Димитрий Тарантин, Евгений Хлебников,  и другие клирики Екатеринбургской епархии. В богослужении принимал участие и гость епархии – архимандрит Тихон (Затёкин), настоятель Нижегородского Вознесенского Печерского мужского монастыря.

На сугубой ектении были вознесены особые прошения, глава Екатеринбургской митрополии владыка Евгений вознес молитву о Руси.

Проповедь по запричастном стихе произнес клирик Свято-Троицкого кафедрального собора города Екатеринбурга иерей Константин Корепанов. Пастырь напомнил о читаемом за сегодняшним Евангелие отрывке о  беседе Иисуса Христа с Фотинией Самаряныней, когда Он объявляет Себя Мессией и открывает глубокий смысл высокого и Божественного Своего учения, называя его «источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4, 14), и на примере жены-самарянки нам становится ясно, что Бог, желая вступить в диалог с нами, ждет от нас искренности.

По словам пастыря, самарянка задает Христу очень глубокие  важные вопросы о том, как почитать истинного Бога.

– Сердцевина этой долгой беседы – свидетельство Христа о том, что Бог есть Дух, потому  поклониться Ему можно только в Духе и в Истине. Не телом, не религиозно, не  обрядами и обычаями, а подлинный поклонник поклоняется Богу в Духе.

«Как же поклониться Богу  в Духе? Как это сделать? Где его взять, этот самый Дух?» – думает каждый человек. Но в  том и  состоит новизна Нового завета, что Бог дал этот Дух людям. Уже  дал. Он не требует невозможного, и христианство начинается для каждого человека тогда,  когда он принимает решение креститься  во имя Отца, Сына и Святаго Духа.  И сочетается в купели со Христом, и получает знак этого сочетания  и  принадлежности ко Христу – получает Благодать Святого Духа.

Отец Константин отметил, что лучше всего служение Богу в Духе познается в подлинной молитве. И об этом написано немало книг святыми отцами.  Но не только молитвой в Духе можно служить Богу. Главное, – уверовать и познать, что жизнь созидается в Господе Иисусе Христе, что Его слово и вера в Него – есть непоколебимый фундамент  жизни.

Воскресное Богослужение совершалось при большом стечении верующих, пришедших поклониться великой святыне – части Пояса Пресвятой Богородицы. Причастие Святых Христовый Тайн совершалось с трех чаш.

Божественная литургия завершилась славлением Пречистой Девы и святителя Алексия Московского, Киевского и всея Руси, чудотворца, память которого совершается ныне.  Все вместе, священнослужители и прихожане, сердечно вознесли молитву «Царице моя Преблагая».

В архипастырском слове владыка Евгений поздравил всех «с главной вестью, с главным знанием», которое  должно составлять нашу веру –  с тем, что «Господь воплотился, открыл Себя нам, людям; умер, и воскрес, и Воскресение Свое даровал нам».

– И каждый день Пасхи, который мы сейчас проживаем, (…) наш ум, сердце обращает нас к тому,  чтобы размышлять, измерять, жить, дышать этой верой, этим знанием, и соответствующим образом исправлять нашу жизнь, –  сказал архипастырь.

Владыка Евгений обратился к читаемому за сегодняшним Евангелием повествованию о самарянке и напомнил другую причту – о сеятеле, бросающем зерна в разную землю, и от этого получающем разный урожай. 

– Растолковал Господь эту притчу ученикам, и сказал, что сокрыто под этими зернами, семенами, –  слово Божие.  А земля – это разные качества сердец человеческих, – отметил владыка митрополит.

Не всякое сердце способно вместить Христа. Так, богатый юноша из другого Евангельского сюжета  подошел ко Христу и спросил: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?».  Но после полученного наставления раздать богатство нуждающимся и последовать за Христом, юноша «отошел в печали и остался бесплодным так же, как осталось бесплодным зерно, лежащее на камнях».

Другое дело – женщина-самарянка, которая после непродолжительного диалога со Спасителем всем сердцем приняла слова Иисуса Христа и уверовала, после чего в корне изменилась ее собственная жизнь, жизнь ее соседей, и затем ее детей.

– Мы сегодня тоже слушаем эту притчу, тоже размышляем, и, наверное, правильно, нам будет поразмыслить и о почве своего собственного сердца, куда каждый воскресный день «падают» слова Евангелие, и каждый день, когда мы приходим в храм, и когда дома читаем, и когда слышим какие-то пастырские наставления, это все зерна, которые сеются в наш ум, в наше сердце. А потом посмотрим на плоды своей жизни. Есть ли те плоды духовные, о которых апостол нам так подробно повествует? Любовь, радость, мир, долготерпение, вера, милосердие, кротость, воздержание — есть ли, произрастают ли во мне эти плоды?

Если же мы не видим изобильно растущих плодов, по слову Владыки, нужно «молиться Господу, Матери Божией, о том, чтобы они удобрили, изменили мое сердце». Для этого нам дана Иисусова молитва, утреннее вечернее правила, духовные наставления, жития святых. Как, например, житие святителя и чудотворца Алексия, митрополита Киевского и Московского, память которого совершается сегодня. По словам владыки Евгения, святитель Алексий «изобильно воспринял слово Божие; он умножил число верующих христиан в своей земле; он как добрый пастырь, заботился и о духовной жизни, и о жизни государства русского».

Говоря о пребывании в Екатеринбургской епархии великой святыни – честнаго пояса Пресвятой Богородицы, который по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, совершает свое шествие по разным епархиям нашей Церкви, владыка Евгений пожелал всем ответственно «трудиться над своим сердцем».

– Хочу призвать и себя, и всех вас к тому, чтобы от всего сердца обращаться ко Господу, всеми силами, какие есть, трудиться над своим сердцем, чтобы оно было чистым, плодотворным, тогда Господь будет умножать и  веру, и верующих, и благословение Свое земле также, как  умножил в землех Самарийских христиан, также как умножил и сохранил русский народ и при святителе Алексии; также  предстательством Богородицы, Ее поясом честным покрывал нашу землю. Всего этого сегодня желаю каждому и каждой и вас. Трудитесь, веруйте, спасайтесь, и спасена будет земля наша! – напутствовал собравшихся владыка Евгений.

Также глава Екатеринбургской митрополии поприветствовал наместника Вознесенской Печерской обители архимандрита Тихона (Затёкина), который ранее трудился на ниве возрождения монашеской  жизни в Верхотурском Свято-Николаевском монастыре.