В среду вечером, 20 марта 2024 года, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений совершил Великое повечерие со чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского в храме в честь Рождества Христова на Уралмаше города Екатеринбурга.
Высокопреосвященному владыке сослужили благочинный Рождественского округа храмов Екатеринбурга и настоятель храма иерей Андрей Юганец и другие клирики Екатеринбургской епархии.
В этот вечер в храме при большом стечении верующих читалась третья часть Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского.
Покаянный канон — вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца. Он наполнен метафорами и аллегориями. Обращаясь к своей душе, автор описывает ее состояние через образы Священного Писания, вспоминая случаи глубоких нравственных падений и духовных подвигов библейских героев. Так, в песнопениях среды вспоминаются и поступок милосердного самарянина, и грехи Давида и Каина, и благословение сына Ноя — Сима, и чудесное воскрешение Христом дочери начальника синагоги Иаира. Неоднократно упоминаются мытари и грешники, с которыми беседовал Иисус, в том числе Закхей, начальник всех мытарей в Иерихоне…
— Он показывает некую формулу, ключик, как можно и нужно читать Ветхий Завет, как можно читать Евангелие; как можно открыть дверь, врата понимания того, что Господь открыл нам в этих священных строках, — сказал архипастырь. — Канон называется покаянным, потому что преподобный Андрей каялся, и Церковь показывает это нам для того, чтобы мы взяли за образец — а как покаяться, как осмыслить свою неправильность и какой должна быть «правильность» нашей жизни.
— В покаянии для нас открывается новое измерение, новый смысл. Вот как человек обычный, мирской, смотрит на мир окружающий, и говорит: как красиво — какая прекрасная природа, какие прекрасные человеческие отношения, здания, перспективы жизни, какая прекрасная любовь, какие прекрасные дети, как прекрасен этот мир, посмотри!Преподобный Андрей говорит о том, что за порогом покаяния вдруг раскрывается невероятная красота внутреннего, духового мира, которую Бог открывает человеку-христианину. И показывает, что красота мира, она как рисуночек, как на картинке — только в малой части передает красоту окружающего мира. Вот так и весь мир — как маленький черно-белый рисуночек в сравнении с той духовной красотой и сладостью, которые открывает Господь в душе христианина через покаяние, — сказал митрополит Евгений, приведя в пример житие преподобного Серафима Саровского. — Этот тот Свет, в котором пребывал и преподобный Андрей Критский, и который и через его канон и нам тоже просвечивает.
— Он согревает кающегося грешника сердцем, Своим милосердием, потому что это самое желанное для Бога на земле — дать нам изменение, покаяние, исправление.