Будущий архиепископ Серафим (в миру Николай Борисович Соболев) родился 1 декабря 1881 года в Рязани.
26 января 1908 года епископом Ямбургским Сергием (Тихомировым) Николай Соболев был пострижен в монашество с именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского, а 18 марта того же года рукоположен во иеромонаха. В 1911 году определен на должность инспектора Костромской семинарии.
С 1912 по 1919 годы иеромонах Серафим служил ректором Воронежской духовной семинарии, его возвели в сан архимандрита. За эти годы Воронежская семинария стала одной из лучших духовных школ Российской империи.
1 октября 1920 г. в Симферополе митрополит Киевский Антоний (Храповицкий) возглавил хиротонию иеромонаха Серафима во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии.
В Болгарии в тяжелые 20-40-е годы XX века архиепископ Серафим заботился не только о церковной жизни русских эмигрантов, но и активно способствовал нормализации канонического положения Болгарской Православной Церкви, которая с 1872 года из-за раскола с Константинопольским патриархатом находилась в состоянии изоляции от остального православного мира.
Для изменения ситуации владыка обращался к священноначалию Поместных православных церквей с соответствующими докладами. От Русского заграничного церковного Синода он даже получил разрешение войти в молитвенное общение с болгарскими священнослужителями. Во многом благодаря именно его усилиям в феврале 1945 года специальным томосом Константинопольского Патриарха схизма с Болгарской Церкви была снята.
В 1943 году архиепископ Серафим (Соболев) резко разошелся с митрополитом Анастасием (Грибановским) и большинством зарубежного епископата, отказавшись участвовать в «Архиерейском совещании иерархов Православной Русской Церкви Заграницей» в Вене 21-26 октября 1943 г., которым руководили власти фашистской Германии. Это было окончательное размежевание владыки Серафима с радикальной церковной эмиграцией. Под влиянием архиепископа Серафима Болгарская Православная Церковь отвергла Венский собор. Она заявила о признании избранного в Москве Святейшего Патриарха Сергия.
Владыка Серафим был одним из немногих, кто категорически отверг позицию Первоиерарха Зарубежной Церкви митрополита Анастасия (Грибановского) и его Синода, призывавших русских эмигрантов вступать в армию Гитлера для освобождения России от большевистского ига. Управляющий русскими православными приходами в Болгарии не благословил русских эмигрантов в этой стране на вступление в воинские части германской армии, он не служил молебнов о победе Германии.
Синод Болгарской Православной Церкви, занимавший антигерманскую позицию, работая в тесном общении с архиепископом Серафимом, стал оказывать значительную материальную помощь верующим российских приходов, оказавшихся в зоне оккупации. Православные болгары в эти тяжелые годы предприняли и еще одно благое дело – издали большим тиражом необходимую богослужебную литературу для Русской Церкви.
В апреле 1945 года архиепископ Серафим лично обратился к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I (Симанскому), заявив о своем желании принять юрисдикцию Московского патриархата. Иерарх просил Предстоятеля оставить его патриаршим представителем в Болгарии, так как он «сроднился со своею паствою, со своими духовными детьми, не только русскими, но и болгарами».
30 октября 1945 г. вместе с семью русскими приходами в Болгарии архиепископ Серафим был принят в юрисдикцию Московского патриархата.
В 1946 году принял советское гражданство.
За годы своей жизни архиепископ Серафим создал большое количество богословских трудов, в которых призывал к любви, всепрощению, предупреждал об опасности отхода от истинной веры и губительности раскола.
Скончался архиепископ Серафим (Соболев) 26 февраля 1950 г. в Софии. На отпевание пришли все синодальные архиереи Болгарской Церкви, сонм епископов, архимандритов и священников. Иерарх был погребен в крипте под алтарем Никольского храма.
Архиепископ Богучарский Серафим был прославлен в лике святых в 2016 году.
Тропарь, глас 4:
Божественною ревностию присно распалаемь, Православия столп явился еси/ в Софии граде возсияв, и благочестием твоим многия люди ко Христу привел еси, пастырю добрый, святителю Серафиме, моли Христа Бога, спастися душам нашим.
Кондак, глас 4:
Вознесыйся на высоту смиренномудрия, благочестия учитель явился еси, Православия поборниче и странных предстателю, монашествующих похвало и пастырю изрядный.Темже любовию зовем ти: радуйся, Серафиме, чудотворче.