О подготовительном периоде к Великому посту, который начался сегодня, в Неделю (воскресенье) о мытаре и фарисее, рассказал в традиционной рубрике «Великопостные беседы» иерей Даниил Рябинин, руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, настоятель Благовещенского храма в Академическом районе Екатеринбурга.
— Великий пост – особенное время – так мы привыкли воспринимать этот период годового церковного круга для себя. Конечно, это период, когда мы готовим себя к самому главному празднику – Светлому Христову Воскресению, Пасхе. Это и период особого духовного делания, и всему этому способствует та атмосфера, которая формируется церковными чтениями и пениями, богослужебными последованиями, особенными мотивами и мелодикой – все это приобретает свой смысл и стиль.
Подготовительные недели к Святой Четыредесятнице имеют целый ряд особенностей, которые последовательно готовят верующих к постному воздержанию. Великий пост предваряют три подготовительные седмицы. С точки зрения гастрономии мы видим постепенное усиление постного воздержания: сначала следует сплошная седмица, далее восстанавливается пост в среду и пятницу, затем запрещается вкушать мясную пищу, но дозволяется употреблять молочные продукты. А первая седмица Великого поста имеет строгие предписания в употреблении пищи. Думается, что такое последовательное вхождение в Великий пост наиболее полезно человеку. Следует обратить внимание и на содержательную сторону подготовительных недель к Посту. Церковь в рамках богослужений последовательно объясняет смысл постного времени – молитвы, покаяния и т.д. Готовясь к Великому посту, обязательно руководствуйтесь вековым опытом Церкви, посещайте богослужения, читайте отрывки из Священного Писания этих дней.
Сегодняшний воскресный день вводит нас в первую подготовительную седмицу, она называется Неделя о мытаре и фарисее (Неделя в церковно-славянском языке обозначает воскресный день). Притча о мытаре и фарисее – это отрывок из Евангелия (Лк 18:10—14), который читается за воскресной Божественной литургией. Думается, образ мытаря и фарисея хорошо известен всем православным людям, а если человек никогда не читал Святого Евангелия, то в этой притче даже без глубокого погружения можно увидеть нестареющие смыслы – молитва, гордыня, отношение к окружающим, а в конечном счете и основная тема, которую можно сформулировать очень просто – смотри внутрь себя. К слову, эта тема – погружения внутрь себя – имеет глубокий Евангельский смысл (например, слово Спасителя о бревне в глазу ближнего) и проходит красной нитью через весь Великий Пост.
Те, кто увлечен церковным богослужением с точки зрения его устройства и структуры, заметит и литургические особенности, например, начинается пение Постной Триоди, а за богослужением Утрени впервые прозвучит песнопение «Покаяние отверзи ми двери…». Это особенное богослужебное песнопение, которое будет исполняться сразу же после пения «Воскресение Христово видевше…», вносит глубокие покаянные смыслы, к которым мы приближаемся.
Впереди очень ответственное время, поэтому церковный устав внимательно готовит всех нас к этому периоду нашей духовной жизни. Пусть подготовительные седмицы к дням Святой Четыредесятницы станут для всех нас хорошим подспорьем в нашей христианской жизни и деле нашего спасения.