Вечером 18 января 2024 года, накануне праздника Крещения Господня, или Богоявления, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений совершил всенощное бдение в Свято-Троицком кафедральном соборе Екатеринбурга.
Его Высокопреосвященству сослужили настоятель собора митрофорный протоиерей Николай Малета, духовенство храма и другие священнослужители Екатеринбургской епархии.
Слово проповеди перед елеопомазанием клирик собора протоиерей Сергий Алексеев посвятил евангельскому событию, вспоминаемому в праздник Богоявления. К водам Иордана, где находился Иоанн Предтеча, пришел Сам Господь Иисус Христос для Своего крещения. Предтеча в недоумении обратился к безгрешному Господу со словами: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?»(Мф 3:14). На что Иисус ответил: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф 3:15).
– Сегодня мы вспоминаем это событие и понимаем тот страх, с которым Предтеча возложил свою руку на главу безгрешного Господа. Мы знаем, что пройдет немного времени, и этот страх переложится в радость — радость Воскресения и дарование Святого Духа.
И сегодня, вспоминая Крещение Господне, мы вспоминаем и свое крещение, мы вспоминаем свой страх перед первой исповедью, страх нашего обращения и радость, с которой мы выходили из купели по крещении. И дай Бог, чтобы эта радость по заповеди Господней была неизменная, – напутствовал пастырь.
Добавим, в ночью и утром 19 января во в православных храмах будут совершаться праздничные богослужения. Митрополит Евгений возглавит ночную Божественную литургию в храме в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» Богоявленского прихода в Первоуральске. По завершении богослужения архипастырь совершит чин Великого освящения воды.
19 января Церковь отмечает Святое Богоявление, или Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа — один из важнейших двунадесятых праздников Православия. В этот день Церковь вспоминает евангельское событие — как пророк Иоанн Предтеча крестил Господа Иисуса Христа в реке Иордан.
Праздник Крещения издревле называется также днем Просвещения и праздником светов — от древнего обычая совершать накануне, в навечерие праздника, крещение оглашенных, которое, собственно, и является духовным просвещением. Описание событий Крещения дано у всех четырех Евангелистов (Мф. 3, 13–17; Мк. 1, 9–11; Лк. 3, 21–23; Ин. 1, 33–34). Оно содержится также во многих стихирах и тропарях праздника.