Клирик Свято-Троицкого кафедрального собора, духовник Екатеринбургской духовной семинарии иерей Константин Корепанов ответил на вопросы участников проекта «Вопрос батюшке» о традициях празднования Крещения Господня, об отношении к крещенской воде и о народном обычае купаться в проруби в этот день.
О традициях праздника Крещения Господня
– Крещение – замечательный праздник. В церковных книгах он называется праздником просвещения. Это день, когда свет Христов просвещает сердце всех. Когда свет просвещает материю, просвещает человека. Когда свет – в каждой капельке воды, в каждой капельке воздуха. Когда все насыщено светом, и мы должны просветиться, потому что Крещение каждого человека есть просвещение его, наполнение светом Христовым. Изнутри человек начинает видеть все совсем иначе, не так, как он видит во тьме мирских ценностей и идеалов. А так, как действительно задумал и устроил Бог – Свет истины, просвещающей человека.
Праздник Просвещения, праздник Крещения, праздник Богоявления начинается с Сочельника 18 января. Очень большая, торжественная, насыщенная служба начинается с Царских часов, потом Божественная литургия, на которой читается пророчество, связанное с этим праздником, с тем действием, которое вода по действию благодати Божией оказывает на человека. И уже в Сочельник, после Божественной литургии, совершается первый раз Великое освящение воды. Ее берут верующие, разносят по домам.
Потом через несколько часов, уже накануне самого праздника Крещения Господня, начинается Всенощное бдение. Ночью совершается Божественная литургия, которая завершается тоже Великим освящением воды. И, как сказано в молитве Великого освящения воды, люди уносят эту воду и кропят ей везде: огороды в деревнях, бани, стайки, где живут животные, сеновалы, дровяники, прихожие, сени, окна, двери, дома снаружи и внутри – все обильно кропится святой водой. Ибо нет ничего нечистого перед действием этой воды. И мы эту воду забираем, кропим, пьем, мажем, поливаем голову. Это предписано в специальных сносках, указаниях к чину Великого освящения воды.
О «крещенских купаниях»
– Нигде в специальной богослужебной литературе это не прописано и не предписано, нигде не оговаривается такая возможность – ни в старых греческих Последованиях, ни в русских Последованиях. В какое-то время, когда-то, такая практика была, но это всегда была, скажем так, практика куража. Это не было общеобязательным, просто были такие добрые молодцы, которые хотели показать, что могут и погрузиться в Крещенскую прорубь для того, чтобы показать себя. Не для того, чтобы «взять» благодать, а просто показать себя. Это связано было с определённым риском, с определённой храбростью, или куражом – в русской интерпретации этого слова. Такое бывало, и потом, в конце XX века этот народный обычай вернулся. Но именно обычай, а не церковное, не литургическое действие.
Если человек хочет получить благодать, он пьет крещенскую воду, кропит себя этой водой, поливает себя ею. Вот все, что оговорено в Богослужебных книгах.
Но если он хочет нечто большего, если его тянет к какой-то храбрости, тогда это его личное дело. Церковь к этому отношения не имеет. Никаким обязательным действием это, с точки зрения Церкви, не является, никаких обязательных условий Церковь для этого создавать не должна. Это некий исключительный «эксклюзивный» народный обычай. Неплохой, если человек это делает, трезво это сознавая. И может быть, плохой, если человек относится к этому безответственно, если он не понимает, что делает, или тем более, пьян. Это несообразно, потому что пьянство – это какой-то угар, разгулье. А Крещенская вода – это Великая Агиасма, великая святыня. К ней надо относиться благоговейно. После Тела и Крови Иисуса Христа – это самая священная вещь, которая есть в Церкви.
Напомним, праздник Святого Богоявления, или Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, – один из важнейших двунадесятых праздников. В этот день Церковь вспоминает евангельское событие – как пророк Иоанн Предтеча крестил Господа Иисуса Христа в реке Иордан. Празднику Богоявления предшествует Крещенский Сочельник – 18 января.