По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

8 декабря 2023

В уральской столице с успехом прошла Филармоническая премьера сюиты «Святые образы Храма на Крови»

 
В день святой Екатерины, 7 декабря 2023 года, в Екатеринбурге была представлена сюита уральского композитора Алана Рудольфововича Кузьмина «Святые образы Храма на Крови», посвященная Царственным страстотерпцам.
 
Слушателями произведения в уральской столице стали участники торжественной церемонии вручения Премии главы Екатеринбургской митрополии в сфере культуры и искусства, которая проходила в областной государственной академической филармонии. 
 
​Представляя произведение, ведущий вечера процитировал воспоминание воспитателя детей последнего российского императора Николая Второго Пьера Жильяра: «Екатеринбург!… С каким волнением, покидая Россию, я снова переживал в мельчайших подробностях тяжелые сцены… Невозможно, чтобы те, о которых я говорил, напрасно претерпели свое мученичество… И в самом своем уничижении они были поразительным проявлением той удивительной ясности души, против которой бессильны всякое насилие, и всякая ярость и которая торжествует в самой смерти».
Сюита состоит из пяти частей, каждая из которых имеет название. Первая – «Когда эта жизнь закончится, мы встретимся вновь в другом мире и останемся вместе навечно». Эти слова юная принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская написала в дневнике своего жениха, цесаревича Николая Александровича, накануне свадьбы. Вторая часть – «Смутное время». ​Третья – «Наследник и четыре великих княжны». Пять светлых жизней, объединенных одной трагической судьбой. ​Четвертая – «Корону царскую на венок терновый». Самая драматическая часть сюиты. Пятая часть называется «В Храме». Это молитва, обращенная к святому царю Николаю Александровичу. 
 
Сюита прозвучало в исполнении Уральского академического филармонического оркестра и Симфонического хора филармонии под управлением дирижёра Андрея Александровича Петренко.
 
Публика с воодушевлением восприняла сюиту Алана Кузьмина — зрители аплодировали стоя, восклицая «Браво!». 
Это одна из самых сложных и непростых страниц нашей истории, связанная с Царственными страстотерпцами. И для меня было важно не просто вспомнить эти очень важные, связанные с трагедией, но не только с трагедией, но и с духовностью, страницы, но и также показать человечеству, что этот непростой путь проходит в той же степени душа каждого человека. То есть она стремится к очищению через преодоление. Это может быть преодоление темной силы внутри самого человека, либо это может быть внешняя сила. И поэтому я постарался выстроить драматургию таким образом, чтобы она шла постоянно через преодоление и очищение, — поведал после премьеры композитор. 
Алан Рудольфович отметил, что был бы рад, если бы сюита вошла в репертуар Филармонии. 
Думаю что это будет очень хорошо в целом для духовной жизни России, — отметил композитор. 
Я испытал восторг, — поделился впечатлениями после премьеры сюиты настоятель храма Рождества Христова в Екатеринбурге иерей Андрей Юганец. — Главная святыня Храма-на-Крови — это Царская семья, наши страстотерпцы, и композитор прекрасно музыкой изобразил трагедию их гибели и торжество жизни — ведь за их смертью последовало их прославление. Сам Храм-на-Крови — свидетельство этому. От начала сюиты и до финала музыка захватывает вас целиком — в этом, безусловно, заслуга и профессиональных исполнителей — оркестра и хора. Я по-хорошему горжусь, что живу в одном городе с таким человеком, талантливым композитором, который сегодня заслуженно получил Премию главы Екатеринбургской митрополии. Чудесный концерт, ещё один прекрасный день святой Екатерины, который на высоком уровне мы все вместе отметили в этом юбилейном для города году!