Миссионерский институт Екатеринбургской епархии — высшее учебное заведение, готовящее теологов для многих регионов нашей страны. Также это большая дружная миссионерская семья. В атмосфере академизма и церковной соборности каждый студент получает не только достойное теологическое образование, но и наполняет свой «духовный сосуд», дисциплинирует ум, учится сосредоточенности и приобретает способность найти свой Путь.
Об истории создания института, и о том, какую роль в этом сыграл Патриарх Кирилл, об учащих и учащихся уникального вуза, – в интервью с ректором Миссионерского института, доктором филологических наук профессором Наталией Александровной Дьячковой.
Сегодня Наталия Александровна отмечает свой День рождения. Сердечно поздравляем ее, желаем помощи Божией в ее служении Русской Церкви!
— Наталья Александровна, минувшим летом Глава Екатеринбургской митрополии в очередной раз вручил дипломы об окончании вуза вашим выпускникам. Говорят, в этом году институт выпустил один из самых сильных курсов.
— У нас и в прошлом году был очень сильный выпуск — пять дипломов с отличием! В этом году мы вручили три диплома с отличием, один из них получила игумения Домника (Коробейникова), настоятельница Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря города Екатеринбурга. Она когда-то создавала институт и теперь его же и окончила, можно сказать, — протестировала. Дипломы с отличием получили также Вадим Масгутович Хусаинов и Ольга Юрьевна Родионова.
Вадим — из Башкортостана, у нас ведь не только екатеринбуржцы обучаются. Он все годы учился на пятерки. У себя на приходе в городе Бирске он катехизаторствует, преподает Закон Божий. Ольга — тоже наша отличница, она преподает в воскресной школе при храме во имя святителя Стефана Великопермского на Химмаше.
В этом году всего 19 выпускников. Я говорю «всего» и думаю, что, может быть, не всего, а целых 19 выпускников! На первый курс поступает 50-60 человек (по 25-30 – на вечернюю форму и заочную), но к пятому курсу, к сожалению, их ряды тают. И это понятно: учиться трудно, мы предъявляем высокие требования. У кого-то бизнес, работа, у всех семьи. В общем, не каждый может пройти этот «марафон», преодолеть препятствия. Поэтому те 19 человек, которые все-таки их преодолели, дошли до финишной прямой, — это, конечно, большие труженики и молодцы.
— В Миссионерском институте могут учиться люди из других территорий?
— Конечно. Благодаря формату онлайн можно учиться дистанционно, но на сессию два раза в год нужно обязательно приезжать в институт.
Выполненные контрольные работы студенты размещают на учебном портале. Наши преподаватели здесь эти работы проверяют, рецензируют. Общение происходит в мессенджерах, через электронную почту. Сначала дистанционный формат обучения вызывал у студентов некоторое напряжение, но сейчас они освоились, бывает, что даже накануне сессии спрашивают: «Можно я буду дистанционно в этот раз, меня на работе не отпускают…». Или у кого-то нет средств, чтобы приехать и снять квартиру в Екатеринбурге на месяц сессии. Тоже просят разрешить сдавать экзамены онлайн. И мы разрешаем: человек старается, а жизненные ситуации могут быть разными.
— Знаю, что в этом году выпускники получили по два документа об образовании: диплом бакалавра-теолога и второй — о профессиональной переподготовке — диплом учителя Основ религиозных культур и светской этики и Основ духовно-нравственной культуры народов России. То есть, окончив Миссионерский институт, можно преподавать в светской школе?
— Да, это так. Богословские дисциплины у нас — главные. Догматическое богословие, история Церкви, нравственное богословие, Священное Писание, апологетика… Но параллельно есть модуль «Образование в свете церковной традиции», в рамках которого преподаются педагогика, психология, методика преподавания курсов Основы религиозных культур светской этики и Основы духовно-нравственной культуры народов России. Мы готовим наших студентов не только по одному модулю Основ православной культуры (ОПК). Они могут любой модуль преподавать — историю религий, светскую этику, а также основы культуры ислама, иудаизма буддизма — всё, что предусмотрено государственным стандартом для дисциплины ОРКСЭ.
Наши студенты, конечно, хорошо знают свою православную веру. Потому что у нас направление подготовки — теология, а специализация — православная теология.
— Вы сказали, что из 55 студентов до выпуска дошло 19. Этот момент многих смущает: понятно, как высока планка, как тяжело учиться. О чем говорит такой «отсев»?
— Учиться нелегко, это верно. Но…Приведу пример. Иногда приходит абитуриент. На него смотришь и думаешь: ну, вот этот вряд ли дойдет до финала… Это не в осуждение и не в обиду сказано. Приехала женщина из глубинки. Стоит с какими-то сумками, чемоданами, негде ей остановиться. Да еще двое ее ребятишек у нас на диване сидят. И, как выяснилось, в семье проблемы…А представьте, именно она завершила обучение и в этом году получила диплом. Я всегда говорю, что важно, конечно, преодолеть проблемы на работе или в семье, но главное — справиться со своей неорганизованностью и ленью. Дисциплина ума — это характер, выдержка. Нужно ставить цель и с помощью Божией идти к ней. Никогда не бросать начатое на полпути.
— Поступив в Миссионерский, люди попадают в совершенно другую атмосферу, живут в удивительном «микроклимате», который создает и поддерживает профессорско-преподавательский состав вашего вуза. Здесь у вас отношение к студентам, как к членам семьи…
— Да, мы все православные, у нас много преподавателей-священников. И еще хорошо, когда университетский дух тоже присутствует: академизм, научная строгость, широкая эрудированность. Знаете, я нескольких своих коллег из УрФУ в разное время к нам привлекла, зная, что они верующие. Это профессора Олег Васильевич Зырянов, Ирина Владимировна Шалина, доценты Сергей Олегович Горяев и Людмила Николаевна Житкова. Каждый год у нас председатель государственной аттестационной комиссии — профессор Наталья Викторовна Пращерук – тоже из нашего университета.
Особую атмосферу задают наши священники. Например, наш духовник отец Игорь Стуков — прекрасный батюшка, клирик Ново-Тихвинского монастыря. К нему и студенты на исповедь ходят, и сотрудники. Он проводит замечательные духовные беседы. Ведет он курс аскетики и нравственного богословия. Отец Петр Мангилев, отец Сергий Алексеев, игумен Иероним (Миронов), отец Иоанн Парамонов — они привносят дух церковности, любви, снисхождения, мягкости, доброты, теплоты. Это священники с университетским и богословским образованием одновременно. И вот такое церковное содружество, евангельская любовь, теплота — это все у нас есть.
— Важный аспект обучения – мировоззренческий. Потому что в процессе происходит формирование или «доформирование» мировоззрения. Насколько вас радуют ваши выпускники?
— Знаете, как я восхищаюсь нашими студентами! Вот приходит человек (у нас уже несколько таких выпускников было) — у него никакого диплома нет, а только школьный аттестат. А закончил он школу давно и никакие ЕГЭ не сдавал. И мы ему говорим, что не имеем права его принять. Этот человек — выпускник уже прошлого года Олег Говорухин — не сдается: целый год готовится и со школьниками сдает ЕГЭ, затем снова приходит к нам. Пять лет учится и получает диплом. Это его первое высшее образование, сейчас он учится уже в магистратуре.
Но люди приходят разные… Некоторые совсем новоначальные, кто-то даже только Крещение принял. Но тот,кто умеет себя собрать, к концу года становится другим человеком — воцерковленным, сосредоточенным.
Еще хочу подчеркнуть: когда наш владыка вручает дипломы и я объявляю имя выпускника, то всегда говорю не просто «Петров Иван Иванович», а «Петров Иван Иванович, законоучитель на приходе таком-то такого-то города». Или: «катехизатор храма такого-то в городе таком-то». Мне кажется, это очень важно, что все наши выпускники уже где-то трудятся на приходах. Мы с первого курса их на это ориентируем. Не только в Екатеринбурге трудятся наши выпускники, но и в области. Даже в ХМАО есть, в Пермском крае, Челябинской области, Башкортостане, Удмуртии.
Например, есть у нас выпускница Татьяна Зеленина из Удмуртии. Смотрю ее страницу в ВКонтакте и думаю: какая труженица! Она историю своего прихода восстановила, паломнические поездки для своих прихожан организует, в детской школе воскресной работает. И таких, как Татьяна, очень много. Особенно в глубинке, на дальних приходах их служение очень ценно.
Если оглянуться назад, могу сказать, что в первые годы поступали более «сильные» люди. До прихода к нам они уже читали Закон Божий, посещали библейские или катехизаторские курсы. В этом смысле с ними было легче.
Можно сказать, что сейчас абитуриенты менее подготовленные и в чем-то уступают прежним. Но, если посмотреть с другой стороны, может быть, и выигрывают. Потому что не зря говорится, что терпенье и труд всё перетрут, ведь пять лет учебы не проходят даром.
Тем, кто думает, поступать или не поступать, я неизменно отвечаю: пять лет пролетят, как один день, — мы видим, как жизнь быстро проходит. Но зато эти пять лет во что-то бесценное материализуются — вы наполните свой «духовный сосуд», получите диплом о высшем образовании.
— Наталья Александровна, расскажите, пожалуйста, об изменениях в обучении, которые произошли в этом году.
— В этом году студенты будут изучать новый предмет — Основы Российской государственности. Мы уже и преподавателя для этой дисциплины подготовили.
В два раза увеличится количество часов на изучение Истории России. Наши нынешние первокурсники при выпуске получат диплом не бакалавров, а диплом о базовом высшем образовании, потому что через два года мы перейдем на новый федеральный государственный образовательный стандарт — ФГОС 4-го поколения. Выпускники наши будут не бакалаврами,а специалистами. Бакалавриата не будет. Сейчас высшая школа претерпевает существенные позитивные изменения.
— Важно отметить, что образование студенты получают бесплатное. Вы всегда подчеркиваете, что это такой подарок Божий. Расскажите, пожалуйста, с чего все начиналось?
— Решающую роль в создании Миссионерского института сыграл схиархимандрит Авраам (Рейдман). В 2008 году, когда я работала на кафедре современного русского языка в УрГУ, батюшка благословил меня возглавить Миссионерские курсы, которые тогда действовали при монастыре. Затем отец Авраам предложил создать Высшие миссионерские курсы, а потом мы решили, что это будет институт. Батюшка благословил, и мы начали писать устав, подавать документы на лицензирование.
Если бы не отец Авраам и матушка Домника, а также сестры монастыря, то института не было бы. В 2011 году мы получили лицензию и сделали первый набор, стали работать над тем, чтобы получить аккредитацию. Это было невероятно трудно. В 1990-е годы частные вузы росли, как грибы после дождя. Плати деньги и получишь диплом — качество образования при таком подходе страдало неимоверно. По этой причине впоследствии тысячи частных вузов были закрыты. И вот в такой конкурентной борьбе мы, будучи негосударственным, частным вузом, в 2018 году все-таки получили государственную аккредитацию. И помог нам в этом митрополит Кирилл (ныне глава татарстанской митрополии — ред.), низкий поклон владыке! К тому времени мы стали уже епархиальным вузом. В том же году мы получили церковную аккредитацию. К нам приезжал Синодальный учебный комитет, нас проверяли, тестировали.
Все эти годы нам помогает молитва отца Авраама, ведь его благословение я беру перед каждым своим действием.
Когда в 2010 году в нашу епархию приезжал Святейший Патриарх Кирилл, он посетил наши Высшие миссионерские курсы и благословил нас на создание института, сказав: «Миссионерская задача сегодня – воцерковлять наших расцерковленных соотечественников».