По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

5 сентября 2023

«Раскрыть духовную жизнь человека»: протоиерей Игорь Бачинин о жизни со Святым Духом и о религиозной образованности

О религиозной образованности, религиозной жизни и о жизни Святого Духа внутри человека в студии православного телеканала «Союз» рассказал руководитель отдела по утверждению трезвости и профилактике зависимостей Екатеринбургской епархии, заведующий кафедрой теологии и настоятель храма святителя Николая Чудотворца при Уральском государственном горном университете протоиерей Игорь Бачинин.

На вопрос ведущего Сергея Новикова о том, каждый ли христианин призван получить духовное образование, отец Игорь напомнил фразу Спасителя: «Идите и научите…»

Чему человек может научить, если сам неученый? В настоящее время эта фраза Спасителя «идите и научите» является очень актуальной. Почему? Я не буду говорить о многих проблемах и в обществе, и внутри Церкви, о которых все знают. Размышляя на тему, почему это все происходит, я пришел к стойкому убеждению, что у нас низкая религиозная образованность. Религиозная образованность, на мой взгляд, как раз характеризует, насколько человек укоренился в религиозной традиции и насколько живет в соответствии с нею.

Почему низкий уровень? Потому, что большинство тех людей, которые в настоящее время в Церкви занимают активную, деятельную позицию, никакого оглашения не проходили. Если у них и есть определенные знания о Церкви (сейчас, слава Богу, есть достаточные возможности для получения этих знаний), то к системности знаний, тем более к духовной жизни у большинства людей превратное отношение.

Как в свое время говорил известный священник и педагог Василий Зеньковский, внутреннюю духовную жизнь человеку кто-то должен открыть. Я как священник, понимая важность этого аспекта, могу сказать, что многие люди, которые являются церковными, регулярно посещают храм, читают утренние и вечерние молитвы, духовную жизнь в себе пока еще не открыли. Открыть в человеке духовную жизнь – одна из главных задач. То есть открыть действие Святого Духа в человеке, показать ему, что именно эти действия являются для него актуальными.

Раз я заговорил на эту тему, хотелось бы сказать, как это можно делать. Я впервые об этом задумался во время одной из паломнических поездок в Грецию, когда мы посещали женский монастырь Ормилия. Когда заходишь на территорию этого монастыря, ощущается какая-то совершенно другая духовная атмосфера. Внешне вроде бы все как обычно в женском монастыре: очень красиво, обустроено, кругом цветы. Но этот монастырь имеет особую отличительную черту.

Когда мы разговорились с насельницами этого монастыря, я отметил для себя два важных момента. Первое: сестры каждый день причащаются. На второй момент я хотел бы обратить особое внимание. В нашей практике духовной жизни сложилось так, что человек идет на исповедь, когда накопил грехов. А у них принципиально иной подход. В Писании сказано: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь». Неподдельная духовная радость выражала состояние души этих насельниц. И оказалось, что на исповедь они идут не тогда, когда нагрешили, а когда лишились чувства радости.

Нужно идти к своему духовнику и разбираться, что произошло в вашей жизни, кто отнял вашу радость, – отметил пастырь. (…)

– Я полагаю, очень важно давать не только какие-то внешние знания, как принято говорить в парадигме школьного богословия, а раскрыть внутреннюю духовную жизнь человека, его личную жизнь со Святым Духом. Я полагаю, это является одним из главных задач в плане учения нашей Православной Церкви.

– Наверное, стоит сказать: если мы не обучаемся в высших учебных заведениях, не посещаем воскресную школу для взрослых, специализированные курсы, все равно мы должны заниматься просвещением самостоятельно. Можно ли сказать, что это своего рода наша обязанность? Потому что в современном мире есть возможность образовываться.

Конечно, вне всякого сомнения. Крещение как таковое и понимается в практике духовной жизни как просвещение, то есть когда человек просвещается неземным Божественным светом. Просвещение имеет не разовое действие, это постоянный процесс. Как сказал Спаситель, Царствие Небесное нудится и нуждницы восхищают его (Мф. 11, 12).

В светской науке есть такое понятие: непрерывное образование. Если человек стал христианином, он взял на себя обязанность и просвещаться, и образовываться. В этом отношении мы живем в очень благоприятное время, когда и в храмах есть возможность получать знания, и священникам есть возможность говорить проповеди. Еще лет тридцать назад существовал закон о десятиметровой зоне, и священник мог разговаривать с человеком на религиозно-нравственные темы не далее, чем на расстоянии десяти метров от храма. Если он разговаривал на расстоянии в десять с половиной метров, находились специальные люди, которые могли рассматривать это как некий прецедент, нарушение законодательства, и священник мог быть привлечен за это к какой-то административной ответственности.

Сейчас, слава Богу, такого нет, и мы имеем возможность говорить внутри храма, за его территорией, выходить в информационное пространство, у нас есть возможность общаться в социальных сетях. У меня тоже есть своя страничка «ВКонтакте», кому интересно – буду рад общению.

Раньше у меня был какой-то внутренний барьер, надо ли всем этим заниматься. Но потом я послушал общение Патриарха с современными священниками-блогерами, он сказал, что это тоже место нашей проповеди. Несмотря на то, что это отнимает немало сил и времени, считаю, это очень важно, поэтому стараюсь в меру своих сил и возможностей принимать в этом участие.

В настоящее время в нашей епархии есть три образовательных учреждения, где можно получать системные знания в такой области знаний, как теология: Миссионерский институт, духовная семинария и наша кафедра, которая имеет государственную аккредитацию и выдает соответствующие дипломы. Наша кафедра в Горном университете имеет возможность не только бакалавриата, но и магистратуры. Образование у нас очное. Еще пока не закончился процесс набора студентов.

Если у кого-то вдруг пробудилось желание что-то изучать, полагаю, что такая возможность есть. Я думаю, при каждом храме такая возможность должна быть. Если батюшка в силу каких-то обстоятельств еще не начал это делать, то прихожанам настоятельно рекомендую подойти к батюшке и сказать: «Батюшка, учите нас, расскажите нам про Евангелие, про духовную жизнь». Это очень важно для нашего спасения. Я просто убежден, что не найдется такого священника, который от этого отказался бы. Мы живем в уникальное время возможности получения религиозного образования, духовного опыта, и этой возможностью обязательно нужно пользоваться.

– С 1 сентября этого года в высших учебных заведениях также появляется новая дисциплина – «Основы российской государственности». Знакомились ли Вы с программой этой новой дисциплины? Какие подходы собираются применять преподаватели в обучении? Что в целом она призвана сформировать у студента?

Действительно, с 1 сентября для студентов первых и вторых курсов это будет обязательный предмет. И наш Уральский государственный горный университет в этом отношении не является исключением. Для нас все это проще, потому что последние три года мы преподавали такой курс, который назывался «Духовно-нравственная культура и патриотическое воспитание». Все студенты первого и второго курсов, а также магистранты проходили эту дисциплину. И когда вышел соответствующий указ, что это необходимо вводить, у нас уже был свой опыт.

Мне позвонил проректор нашего университета по учебно-методическому комплексу и говорит: «Мы хотели бы вашей кафедре предложить преподавать этот курс», на что мы с радостью согласились. И сейчас преподаватели нашей кафедры во всем университете будут преподавать курс «Основы российской государственности». Это, наверное, одно из действий, позволяющих выполнить тот самый 809-й указ по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей.

Конечно, как и в любом образовательном процессе, появились так называемые пилотные учебники. Они должны пройти апробацию. Мы, как преподаватели, должны увидеть какой-то ответный результат. А такой результат, по крайней мере в педагогике, появляется не по завершении курса, когда студенты получают в своих зачетных книжках соответствующие оценки. Должен пройти какой-то период времени для того, чтобы результаты этого курса проявили себя.

Мне очень радостно, что действительно такое решение принято. Это очень важное для всех нас решение. Но сейчас важная задача – подготовить специалистов для этого, наработать определенный материал для преподавания этого курса. Я надеюсь, что вся система высшего образования справится с этой задачей. И мы действительно внесем свой достойный вклад в сохранение и укрепление наших традиционных духовно-нравственных ценностей.

Полную версию беседы можно посмотреть ЗДЕСЬ.

Действующие лица