Почему Православная Церковь торжественно именует этот святой день Богородичной Пасхой? Какой духовный урок сокрыт в Успении Богородицы? Какой путь показывает нам Пречистая Дева всей Своей жизнью? Об этом – в слове проповеди ректора Екатеринбургской семинарии, настоятеля Успенского храма в Верхней Пышме, иеромонаха Корнилия (Зайцева).
«Закончились две недели Успенского Поста – по уставу почти такого же строгого, как и Великий. Но и радость наша сегодня соразмерна той строгости, с которой мы подошли к подготовке, к встрече светлого праздника Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Согласно Преданию, сегодня мы вспоминаем блаженное успение и чудесное взятие Богородицы во плоти на небо – другими словами Её смерть и Её воскресение. Когда Дева Мария исполнила на земле всё, что должна была сделать, то Господь возвёл Её в Своё Небесное Царство. Мы не хотим называть преставление Божией Матери смертью – потому что Пресвятая Владычица стала первым плодом победы Христа над смертью. Мы говорим об «успении» Девы Марии, то есть о Её «сне» – Богородица не умерла, а уснула перед пробуждением в Чертогах Своего Сына и Бога. Её телу не суждено было остаться на земле и ждать воскресения и Суда в будущем веке, а, миновав их, сразу предстать Христу.
Именно поэтому Православная Церковь торжественно именует этот святой день Богородичной Пасхой. Как Мать Жизни – Самого Христа – Пресвятая Богородица была удостоена Вечной жизни со своим Сыном. На пути к Нему, Ее не удержали ни гроб, ни смерть. Первая из всего человечества Она удостоилась того воскресения, которое все мы только еще ждём. Первая из всего человечества, Она достигла той меры соединения со Христом, той святости, которая уже не требовала ни покаяния, ни Страшного Суда.
Праздник Успения – это праздник нашей с вами надежды. Впервые этой надеждой возликовали апостолы, когда обнаружили, что тела Пресвятой Богородицы нет во гробе, куда они положили его всего лишь три дня тому назад. Однажды они уже удостоверились, что воскрес и вознесся на Небо Богочеловек – Господь Иисус Христос. Но теперь они стали свидетелями воскресения по всему своему естеству тварного человека – хоть и в высшей степени святого – но человека – Пресвятой Девы Марии. И у них уже не могло возникнуть ни малейшего сомнения – воскресение ждёт всех.
Но Успение Божией Матери – это еще и урок. Смерть как последствие грехопадения прочно укоренилась в человеческой природе и у многих сегодня смерть вызывает необъятный страх. Пресвятая Владычица наша Богородица показывает нам, что жизнь, прожитая в Боге и для Бога, жизнь, прожитая не впустую и не растраченная на второстепенное – такая жизнь оканчивается не страшной смертью, такая жизнь оканчивается блаженным сном.
Заповедь, произнесенная Богородицей на браке в Кане Галилейской: «Что скажет Он вам, то сделайте» (Ин. 2:5) прежде всего была исполнена Ею самой. Весь земной путь Девы Марии – это путь Евангелия. Смирение, любовь, надежда, вера, молитва, пост, усердие, смелость – все эти добродетели она воплотила в жизни. Но для нас с вами Пресвятая Дева не просто должна быть примером, она должна стать учителем. Пример, образец, эталон – холодны и бесстрастны. А учитель – это проявление любви и воспитание, поддержка и наставление. Мы должны просить у Богородицы совета и помощи и быть уверены, что Она, как никто другой, справится с нашей бедой, потому что лучше нас знает и понимает – и все беды мира, и всю доброту Своего Сына, нашего Бога.
Как родная мать, своей жизнью и своим Успением, Пресвятая Богородица показывает нам, своим чадам, Путь. А мы, конечно, как маленькие дети, нередко проявляем характер – высоко задрав нос, пытаемся быть самостоятельными. Еще не раз мы споткнемся, и еще не раз Пресвятая Дева не оставит нас Своей заботой, будет поднимать и вести за руку. А наша с вами задача – эту руку не отпустить. Потому что Её Пречистая рука, Её к нам любовь, приведет нас к нашему Спасителю – Господу Иисусу Христу».