По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

19 августа 2023

Протоиерей Евгений Попиченко: «Праздность – корень всех грехов»

– В Евангелии евангелист Матфей рассказал нам историю, когда ко Христу принесли расслабленного. По-видимому, это та история, когда четыре друга раскопали крышу дома, в котором Христос встречался с людьми, и свесили перед Ним на одре расслабленного. Господь, видя их веру, говорит расслабленному: прощаются тебе грехи твои. Тут некоторые люди начали роптать: «Как Он может прощать грехи? Ведь грехи может прощать один Бог, а это человек». Господь отвечает: как вам кажется, что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, и говорит расслабленному: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам. Видя человека Иисуса, прославили Бога, давшего Ему такую власть над болезнями, над грехом.

В наше время эта история, думаю, невозможна, потому что расслабленных сейчас гораздо больше, чем здоровых. Чтобы ко Христу принести одного расслабленного, нужно было четыре товарища, то где сейчас на каждого расслабленного найти четверых? Так что у нас крайне тяжелое положение.

Наверное, для многих это стало жизненным кредо – стремление расслабиться. Дожить, дотянуть до пятницы и расслабиться. Дожить до отпуска и расслабиться. Цель жизни – расслабиться? А что расслабляться? Кто вообще из нас напрягается? Господь обозначил принцип напряжения, Он говорит: в поте лица твоего будешь есть хлеб твой.

Тема расслабленности неизбежно связана с тем, что в нашей жизни огромное место занимает индустрия удовольствий. Взрослое поколение, и особенно детей, это портит, развращает – вино, кино и домино. Тема труда, тема красоты, подвига тех людей, которые совершенствуются в профессиональной деятельности, самоотверженном труде, то, что в нашем детстве прививалось как некий идеал, сейчас отсутствует. А образ красивой жизни – богатство, сытные столы, сладкий сон, всевозможные удовольствия – навязывается. Мол, это и есть то, к чему нужно стремиться.

Расслабленность наших детей – бич современного воспитания. Многие родители говорят: «Что мне делать? Ребенок часами лежит с телефоном». Конечно, это наш педагогический промах, наша родительская неудача и ответственность. Детям обязательно нужно создавать трудности. Нельзя им без труда давать какие-то блага, просто по мановению: «Я хочу такую одежду. Я хочу то, я хочу это». Надо учиться договариваться. Конечно, есть базовые вещи: еда, жилье, но что-то сверх этого всегда требует определенного труда. Труда по дому, в учебе. Если ты в учебе буксуешь, то какие плюшки могут быть? Создание трудностей в наше комфортное время – это тоже проблема, потому что дома воду носить не надо, хлеб печь не надо. Разогрел в микроволновке, уже все готово в холодильнике. Но об этом нужно беспокоиться.

Если не создавать трудности, то в наш расслабленный век человеку очень сложно будет себя удержать от праздности, которая является корнем всех грехов. От праздности в голове заводятся всякие ненужные тараканы. «Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь». И тело должно трудиться. А уж как каждый эту мысль усвоит?… Помогай нам всем Господь!

Память Святых Царственных страстотерпцев совершается с 2000 года, когда Собор Русской Православной Церкви прославил их в лике святых и дал возможность официально совершать богослужения в молитве к святым. До этого мы их чтили, совершая заупокойные службы, как положено в церковном послушании, пока святые не прославлены.

Святые Царственные страстотерпцы – визитная карточка нашего города. Гостей нашего города, разные экскурсионные группы приводят в Храм-на-Крови и рассказывают историю, связанную с этим храмом и местом, с памятью Святых Царственных страстотерпцев. Задолго до прославления Царственных страстотерпцев и место их расстрела, и место уничтожения их останков уже были в народе почитаемы. И люди приходили и молились Богу об упокоении их святых душ.

Уже много лет подряд мы с вами в этот день идем Царским крестным ходом (это порядка двадцати километров) от Храма-на-Крови до урочища Ганина яма. Это покаянный крестный ход, в котором мы просим Бога о милости за то, что в истории нашей страны случилось такое злодеяние. Что к власти пришли откровенные безбожники, которые войну со Христом, Его Церковью и церковнослужителями, со всем, что напоминало о Христе нашему русскому народу, объявили главной целью своего существования.

Когда мы идем этим покаянным крестным ходом, мы, естественно, задумываемся о себе. Прошло сто с лишним лет с момента убийства Царственных страстотерпцев, а в нашем народе что изменилось? Что стало другим? Что мы смогли преодолеть? Опять мы живем в условиях войны. Война – это всегда Божий колокол, набат. Господь спящих во грехе людей будит войной. И вновь нам Господь напоминает, что мы живем не так, мы расслабились, Царство Небесное не ищем прежде всего. Нам хочется земного царства, комфорта, благополучия, удовольствий. Мы, называясь христианским народом, вновь потеряли содержание.

Основные наши переживания и молитвы именно об этом. И сколько Господь даст еще нашему народу пережить? Что нужно сделать? Через какие огонь и воду мы должны пройти, чтобы вновь проснуться, ободриться, прийти к покаянию, к осознанию того, что жить надо ради Небесного Царства, а не просто плыть по течению?

Святые Царственные страстотерпцы, молите Бога о нас!