Иоанно-Предтеченское братство «Трезвение» организовало методологический семинар по разработке теории трезвенного просвещения.
Трехдневный семинар прошел в Нижнесергинском районе. Его целью стало знакомство верующих с современными технологиями развития приходской жизни.
В семинаре приняли участие 75 человек, посчитавших нужным познакомиться с этой темой и перенять опыт.
Перед началом семинара его участники помолились за Божественной литургией в Крестовоздвиженском храме в Нижних Сергах.
На открытии семинара с приветственным словом выступил протоиерей Игорь Бачинин, председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» Русской Православной Церкви.
— Возрождение приходской жизни в настоящее время – это одна из важных задач для всех нас. Как это делать? Что для этого нужно от каждого человека, от простого прихожанина, от священника? Что нужно от настоятеля, благочинного, от епископа? Эти вопросы нам и хотелось всем вместе обсудить, — сказал отец Игорь.
Иоанно-Предтеченское братство ведет свою работу при Синодальном отделе по социальному служению и церковной благотворительности, в котором существует Координационный центр по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма.
Братство ставит перед собой задачу возрождения традиций трезвости в современном обществе. В настоящее время во всей Русской Православной Церкви более 600 Обществ трезвости.
Трехдневная программа семинара была насыщена выступлениями с лекциями, докладами, презентациями, которые представили известные священники, на протяжении многих лет ведущие активную работу по возрождению и укреплению жизни приходов, а также общественные деятели.
Например, свой практический опыт в онлайн-формате представил протоиерей Евгений Попиченко, настоятель собора в честь Успения Пресвятой Богородицы в Екатеринбурге, руководитель отдела социального служения Екатеринбургской епархии и духовник Православной службы милосердия.
О формах сплочения прихода в современных условиях рассказал руководитель Координационного центра по утверждению трезвости и противодействию алкоголизму Валерий Константинович Доронкин.
Игумен Петр (Мажетов), наместник монастыря Свято-Косминская пустынь, представил доклад «Монастырская община как евхаристическое собрание».
Протоиерей Игорь Бачинин выступил с докладом «Евхаристическое собрание как церковная семья».
Священник отметил, что Церковь представляет некий процесс собирания, когда Христос собирает тех людей, которые готовы проявить Ему верность, которые верят в Него. И важный смысл – не просто верить Христу, но вверять Ему себя.
— А что это значит? Во-первых, ответить на вопрос: «А мне это зачем? Для чего я себя должен вверить Христу? Что там во мне должно измениться для того, чтобы я себя Христу вверил?»
Евхаристическое собрание — собранное сообщество, которое Христом собирается.
Когда мы рассуждаем – идти сегодня на литургию или нет – забываем о призвании, которое лично ко мне обращено и это про меня сказано: «Много званных, но мало людей, которые выбирают это призвание и делают это призвание смыслом личной жизни».
«Евхаристическое собрание как церковная семья». Как евхаристическое собрание соотносится с нашей семьей?
— Вы слышали, что семья – это малая Церковь. И в принципе Церковь и семья — это некие понятие из общего семантического поля – то есть общая смысловая нагрузка, которая эти понятия соединяет между собой. Но соединяет в культурном пространстве. Насколько они соединяются в человеческой жизни? Как соединяются в человеческом сердце?
Евхаристическое собирание имеет определенный смысл и должен находить отклик в человеческом сердце. Евхари́стия — греч. εὐ-χᾰριστία — «благодарение, благодарность», — отметил отец Игорь.
— И это благодарение, это чувство возникает в человеческом сердце отчего? Когда я могу благодарить кого-то за что-то? Когда кто-то что-то для меня уже сделал. И здесь приходят слова Евангелия, когда апостол рассуждает и говорит, что кто-то может пожертвовать своей жизнью в знак благодарности за своего благодетеля, который нечто для него сделал. То есть он чувствует себя обязанным, некий долг перед благодетелем.
Но тот же самый апостол говорит о том, что Христос это действие совершил ради нас, когда мы были все во грехах. И мы ради Него ничего не сделали. И то, что Он совершил ради нас с вами, можно понять именно то, что Он отдал не что-то Свое, а отдал Самого Себя. И в этом поступке Христа выражается, в первую очередь, любовь к нам с вами. И это благодарение, мне видится, могло бы быть одним из важных смыслов этого евхаристического собрания.
В ходе доклада батюшка также отметил еще один важный смысл евхаристической общины – каждый христианин должен быть не сам по себе, но быть членом Церкви Христовой.
— Один из смыслов – «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). И Церковь как столп и утверждение Истины, на нее ложится обязанность хранить эту Истину, жить в этой Истине и передавать ее другим людям. Мы как христиане часто может не придаем этому значения, но на нас лежит определенная обязанность, когда мы становимся христианами. И мы должны, в первую очередь, знать свою веру, знать не только, что она существует, мы должны знать ее так, чтобы в соответствии с этой верой жить. И мы должны уметь эту веру передать другим людям.
«Вы соль земли и свет этому миру». А какую функцию соль несёт? Она предостерегает от разложения. Так вот мы с вами, христиане, призваны в мир, время, в которое каждый из нас с вами живет, в этот период времени мы как христиане и призваны совершить те обязательства, которые мы с вами принимаем, становясь таковыми, принимая на себя имя Христа, одевая на себя нательный крест – символ нашего с вами спасения.
Главное в евхаристическом собрании – «навигация» человека на Царствие Небесное.
— Путь человека в Царствие Небесное – это путь человека внутри самого человека. Это мой путь внутри меня. И если я действительно так смотрю на самого себя, на свое призвание как христианина и понимаю, что чужая душа потемки, а моя какая тогда? И мне приходится пройти тот путь, который я никогда не ходил, я этого пути не вижу, — поделился выступающий.
— Весть о Воскресении Христа внутри человека с каждым годом, с каждой Пасхой находит новое какое-то свое выражение. И это новое выражение обрести можно тогда, когда человек это проживает. Это то, что невозможно прочесть из книжки, это то, что невозможно услышать из уст другого человека и этому начинать следовать. Это то, что я могу пережить только внутри самого себя. Это есть те изменения, которые мне в своей жизни нужно совершить. Отношение Бога к каждому из нас проявляется в том, что Он даровал свободу. И к сожалению большинству людей это стало непосильной ношей. Гораздо удобней человеку свободу отдать кому-то. Ему удобнее быть зависимым человеком. Почему? Потому что свобода, в первую очередь, сопряжена с ответственностью, а ответственность сопряжена с выбором, который совершает человек в своей жизни.
Отец Игорь отметил, что «мы должны ощутить, увидеть на себе эту ответственность и свободу, в которой она реализуется».
— И этот свободный выбор – не разовое действие, а это выбор, который человек совершает в повседневной своей христианской жизни. И от выбора к выбору с каждым периодом времени у человека происходит возрастание, восхождение в Царство Небесное, которое внутри самого человека есть. И чтобы быть там, человеку нужно идти внутри самого себя, внимать самому себе.