По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

13 апреля 2023

Митрополит Евгений совершил утреню с чтением двенадцати Страстных Евангелий в Свято-Троицком кафедральном соборе

 
Вечером в четверг Страстной седмицы, 13 апреля 2023 года, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений совершил утреню Великого пятка с чтением двенадцати Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа в Свято-Троицком кафедральном соборе Екатеринбурга.
 
Его Высокопреосвященству сослужили: митрофорный протоиерей Николай Малета, духовенство храма и другие клирики Екатеринбургской епархии.
 
Чтение двенадцати страстных Евангелий — длинная, но при этом неповторимая по своей красоте служба, совершаемая перед Распятием, установленным в центре храма. Участники богослужения становятся свидетелями страданий Христа и Его Крестной смерти.
 
Священство и верующие стоят с зажженными свечами в руках. Владыка Евгений и священники по очереди читают фрагменты Евангелия, в которых от начала до конца описан путь страданий, которым прошел Спаситель.
 
Песнопение службы 12-ти страстных Евангелий. В нем — слова пророчества о Крестных страданиях Спасителя, взятые из 21-го псалма Давида.
 
Особенно пронзительно и проникновенно звучат после чтения страстных Евангелий песнопения 12-ти Евангелий — «Разделиши ризы Моя себе» звучит в исполнении протодиакона Димитрия Тарантина и Архиерейского хора Свято-Троицкого собора и «Разбойника благоразумного» с солирующей партией иерея Николая Дмитрука. Возглавляемый им братский хор Екатеринбургской духовной семинарии сегодня также поёт за богослужением. 
 
По завершении чтения 12-ти страстных Евангелий, Владыка благоговейно возвращает Книгу книг в алтарь, участники богослужения тушат свечи или устанавливают их на подсвечники перед иконами. 
 
Со словом проповеди к собравшимся  обращается духовник Екатеринбургской семинарии, клирик собора иерей Константин Корепанов.
Крест — мерило правды. И каждый человек, каждый без исключения, проходит мимо него. Древо Креста выросло некогда на Голгофе и пронизывает толщу эпох и времен. И каждый человек, где бы он ни был, с той самой поры стоит перед Крестом, – говорит пастырь.
Сколько лет ни читал я эту службу, многие-многие годы, я погружаюсь в это удивительное неизмеримое событие, произошедшее тогда и там. Его невозможно выразить одним словом, немыслимо. Богослужебные тексты берут разные грани и всего охватить не могут. Церковь смотрит то с одной стороны, то с другой, и удивляется, и ужасается. Это невозможно описать одним словом, как это так – Крест, на нем гибнет наш Бог, а мы торжествуем и в общем-то готовы возрадоваться, ибо уже знаем, что этой смертью побеждена наша собственная смерть. Он смертью попрал смерть. Как это мы можем радоваться, когда Он умирает? Но мы и плачем. Глядя на эту смерть, знаем, что уже через три дня Он воскреснет, но слезы льются из глаз, мы не можем их сдержать. Что происходит в эти самые дни? Побеждается смертью смерть. Кто висит? Бог. Бог, нисшедший к человеческому роду, Бог, спустившийся к нам с небес, Бог знающий, что Его ждет. Бог, сотворивший этот мир, висит на Кресте. И мы задыхаемся от благодарности и восхищения. И мы погружаемся, сокрушаемся, падаем ниц перед этим удивительным непостижимым нисхождением величия.
И вот мы стоим перед Крестом каждый раз, и надо забыть каждому здесь и сейчас, что у нас есть какие-то свои Кресты, и что мы тоже идем за Ним, потому что на самом деле мы, конечно, вроде как и идем, но с этим Крестом не может сравниться ничего. И мы никогда не сможем понести свой Крест и даже подумать о нем, если не поймем здесь главное – вот здесь мое спасение. Вот я встал перед крестом, я должен почувствовать, именно почувствовать и пережить, что это не событие двухтысячелетней давности, что Бог пришел ко мне. И меня по-другому спасти нельзя. И Он здесь висит из-за меня, чтобы мне явить свою неизреченную любовь. 
 
Если я не постигну любовь здесь, если буду роптать и глумиться: «Зачем Ты меня создал? Зачем такой мир? Зачем умирают люди? Зачем то, зачем другое…», то я ничем не отличаюсь от тех людей, которые глумились над ним.
Отец Константин напутствовал, чтобы прикоснуться к Божиему спасению, надо понять, что это мы разрушили мир, это наша вина.
Крест – это любовь Отца, Который приносит жертву, и любовь Сына, Который приносит Себя в жертву, и любовь Духа. Все это только и всегда любовь. И человек рано или поздно, стоящий здесь перед крестом, должен вместить эту любовь, поцеловать эти окровавленные раны, приложиться, впитать эту Кровь и познать любовь Христа, Который пришел к нам, чтобы всех нас обнять, прижать и забрать с Собой в Вечную жизнь.
Напомним, завтра – Великая пятница – самый скорбный и страшный день в истории человечества. Верующие становятся свидетелями снятия с Креста Тела Христова и Его погребения.
 
Во всех православных храмах 14 апреля будут совершаться два важнейших богослужения – вечерня с чином выноса Плащаницы и утреня с чином погребения Плащаницы. Это самая скорбная и проникновенная служба.