По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

9 апреля 2023

«Господь входит в область Своего одиночества и оставленности»: Великопостные беседы на праздник Входа Господня в Иерусалим

О сути праздника Входа Господня в Иерусалим рассказал иерей Илия Александров, настоятель храма святого Иннокентия, митрополита Московского.

«Шествие на осляти» в русском варианте его театрализованного действия. Участвовали в нем как Патриарх так и царь. Темы, которые таким образом в игровой форме подымались, касались не только прошедших евангельских событий, но и пронизывая плоть реальности уходили корнями в настоящее. Теологический аспект, политологический и даже, через элемент агиодрамы, психотерапевтический. Целый букет смыслов и значений. Лошадь, при этом, играла роль осла, верба пальму, а люди? Люди оставались людьми. Но менялись ли их мотивы и смысл этого евангельского события со временем?

Покупая билет на поезд, нас интересует конкретная станция, цель. Сколько при этом потратится топлива, какая мощность двигателя локомотива, какое меню в вагоне ресторане интересует нас намного меньше. Древние иудеи с прейскурантом услуг РЖД были не знакомы, но близко к сердцу воспринимали идеи обещанного пророками Мессии и темы обещанного Царства. Правда, все ждали чего то своего. Одни — совершенного исполнения Закона, другие — независимого теократического государства, интересы которого они готовы были отстаивать с оружием в руках. Для современного же человека любое упоминание «царства» ассоциируется с темой подчинения, несвободой и рабством. Но в историческом аспекте древнего мира, Царство Божие — это в первую очередь осуществление справедливости Божьей в мире, защита беспомощных, слабых, бедных и помощь им. Но если: «Исполнились сроки, и близко Царство Божие; покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк.1:15), то где справедливость прямо здесь и сейчас? Эти вопросы актуальны для многих и сейчас. Людям нужен вождь. Христос же учил, что «Царство Мое не от мира сего..» (Ин. 18:36) и пришел как Спаситель душ. Не получая ожидаемого, человек разочаровывается и теряет надежду. Это недопонимание не в прошлом среди учеников, оно в сердцах живущих и сейчас людей. Встречая его, Господь входит в область Своего одиночества и оставленности, через которую Он идет, неся Свой Крест на Голгофу.

Действующие лица