О Марии Египетской, ее подвиге и примере исправления собственной жизни рассказал иерей Душан Михайлович, клирик Вознесенского архиерейского подворья.
— На этой неделе Церковь учит, что не нужно отчаиваться о своей греховности, приводя в пример преподобную Марию Египетскую, которая силой покаяния из бездны греха поднялась до равноангельского состояния.
Как мы знаем из ее жития, она была великой грешницей, блудницей, увлекшая в сети беззакония очень многих. Но, потом, внезапно, под воздействием сильнейшего покаяния, вызванного невозможностью зайти в храм с прочими верующими и поклонится Животворящему Кресту Христову, раскаялась и удалилась в пустыню, где подвизалась 47 лет в посте, молитве и борьбе со страстями. И в итоге настолько преуспела в этой борьбе, что уподобилась бестелесным ангелам, и во время молитвы возносилась от земли, и легко переходила Иордан своими стопами.
Истинное покаяние, как видим мы из ее жизни, это исправление жизни, в котором нет лицемерия, нет самооправдания, но чистосердечное признание своих грехов. Несчастье греха в том, что человек становится рабом, отворачивается от Царствия Небесного, от Бога, от Сына Божиего, идет в противоположном направлении и сам при этом не знает, что делает. Нельзя оправдывать свой грех, потому, что это бегство от искреннего покаяния. А Бог всемогущ и может все, но не может учинить насилие над тем, кто не хочет спастись, ибо в насилии нет мощи, как говорил блаженопочивший патриарх Сербский Павел.
Из жития преподобной Марии Египетской мы также узнаем насколько опасные грехи, содеянные в молодости. Вот, что об этом говорит священномученик Фадей (Успенский): «Вспомним, что ведь Мария на 12-м году жизни ушла из дома родителей в Александрию, чтобы предаться греховной жизни. А источником скольких бедствий послужили для нее эти грехи, которым начало положено было в юности! Как мучили ее в пустыне воспоминания об удовольствиях прежней жизни. Как в изнеможении от борьбы со страстями она падала на землю и целые дни лежала без чувств, как испытывала от этой борьбы еще на земле как бы муки ада, будучи опаляема огнем страстей, разгоравшемся в ее сердце, и совне терпя то холод, то зной в пустыне! Совершено напрасно думают, что не юность, а старость время, наиболее удобное для борьбы со страстями. Юность возраст, в котором особенно часто определяется вся последующая жизнь или в сторону добра, или в сторону зла…
…Отсюда понятно, что как искру нужно гасить вначале, пока она не зажгла какое-либо горючее вещество и не воспламенила пожара, так и борьбу с грехом нужно начинать с первой ступени, с изгнания греховных помыслов из души. Особенно нужно это сказать о страсти, которой поработила себя Мария, страсти наиболее сильной и неодолимой. В какую бездну погибели ввергает эта страсть, если вовремя не начать вести с нею борьбу! Отсюда падения, отсюда муки и терзания душевные, отсюда взаимная ненависть и вражда, доходящая до убийства, отсюда измены, расстройство семей, гибель детей!..»
Запомним эти слова великого святителя – они злободневные во всякое время, а особенно сегодня, когда в обществе ослабевает противодействие ко всему, что раньше считалось аморальным и недопустимым.
А вот что о подвиге преподобной Марии замечает митрополит Антоний Сурожский: «Она может научить нас чему-то очень важному. Святой Серафим Саровский не раз говорил приходящим к нему, что вся разница между грешником погибающим и грешником, который находит свой путь к спасению, в одном: в решимости. Благодать Божия всегда рядом: но мы не всегда отзываемся, как отозвалась Мария; как она отозвалась на ужас, охвативший ее, когда она осознала себя и, вместе, святость, красоту, цельность и целомудрие Матери Божией, и на все, на все она была готова ради того, чтобы переменить жизнь.»
Его же словами и закончим наши размышления о примере ее образа на пятой неделе Великого поста:
«Неделю назад мы слышали учение, призыв святого Иоанна Лествичника, составившего целую лестницу совершенства, с помощью которой мы можем преодолеть зло и прийти к правде. А сегодня мы видим пример, – пример той, которая из самых глубин зла поднялась на высоты святости и говорит нам словами Великого канона Андрея Критского: Душа, Бог может прокаженное убелить и очистить, не отчайся, хотя ты и прокаженная…
Пусть ее образ будет для нас новым вдохновением, новой надеждой, даже новой радостью, но и вызовом, призывом, потому что напрасно мы воспеваем хвалу святым, если ничему не учимся от них, не стремимся подражать им.
Через неделю мы окажемся на пороге Страстной седмицы, и этот порог открывается в субботу двумя событиями: воскрешением Лазаря и Благовещением Матери Божией. Войдем в эту Страстную седмицу с готовностью встретить Матерь Божию лицом к лицу хотя бы нашей решимостью стать достойными Ее молитв, и затем пойдем день за днем, следуя за событиями Страстной и ставя все время себе вопрос: «Где я стоял бы, окажись я их участником?»»