26 марта 2023 года в конференц-зале Храма-Памятника на Крови состоялась творческая встреча с поэтессой из Донецка Анной Ревякиной, которая прибыла на Средний Урал по приглашению медиа-ресурса «Урал-Лайф». Это не первая встреча с поэтами, пишущими на «тему Донбасса». Храм-Памятник на Крови в очередной раз подтверждает статус не просто яркой, но актуальной и многосмысловой культурно-просветительской площадки Екатеринбурга.
После молитвы и гимна России Анна приветствует зал, впечатляя слушателей историей взаимоотношений нашего современника старца Зосимы (Сокура) и священника из Докучаевска — Никиты Панасюка. Батюшка планировал в 90-х переехать в Россию. Придя за благословением к старцу, отец Никита вместо благословения получил наставление остаться в Докучаевске и пророчество: «Ты ещё послужишь в России». Через некоторое время Донбасс вернулся в состав родной страны…
«В Донецке атеистов больше нет, а храм – последняя защита перед летящим в тебя снарядом»;
«Пред Господом не шутят»;
«На нас всех целится дуло пропаганды»;
«Империи не умеют распадаться бескровно»;
«Мы не жертвы, мы — хроникеры беды»;
«У нас много русских не по национальности, а по духу»;
«Грохочущие пушки пробудили наши музы»;
«Все военные стихи написаны в рваном ритме»;
«Почему такая большая Россия так долго не могла защитить такой маленький Донбасс?»;
«Бог, молитва и творчество – современные символы борющегося Донбасса», — слова Анны Ревякиной, отлитые во фразы с привкусом металла — штрихи к картине жизни «города До», поэтическое наименование Донецка, и служения современного русского поэта.
Первым делом Анна представляет фильм режиссера Константина Зайцева о «донецком бытовании» (определение автора) «Рождество в Донецке», продюсером которого выступила сама поэтесса. Свет в зале гаснет, зал замирает, внимая кадрам жизни израненного, но по-рождественски непобежденного города.
Фильм вызвал живую реакцию зала и послужил поводом для приглашения на XXXIIII Открытый фестиваль документального кино «Россия», который состоится в Екатеринбурге в октябре 2023 года.
О прочных «культурных мостах» между нашими регионами и о свете Великой русской литературы свидетельствовали присутствовавшие на встрече поэт и писатель Александр Кердан, координатор Ассоциации писателей Урала и сопредседатель Союза российских писателей Арсен Титов. Волноваха – именно этот город в сентябре 1943 года освобождал в составе 13 гвардейского полка 3 гвардейской стрелковой дивизии (бывшей 153 стрелковой дивизии, формировавшейся из жителей Среднего Урала и получившей гвардейское знамя уже осенью 1941 года) наш поэт-фронтовик Венедикт Тимофеевич Станцев. Анна Ревякина является лауреатом Литературной премии имени Венедикта Станцева.
«Героями» творческого вечера стали и сборники «Антология русской военной поэзии 2014–2022 годов «Воскресшие на Третьей Мировой»» и «Великий Блокпост». В зале — внимательные, вдумчивые читатели, пришедшие на встречу с полюбившимися книгами и готовые постигать смыслы, заложенные автором.
Анна Ревякина — составитель «Великого Блокпоста» и одна из авторов «Воскресших…». А компанию ей составил екатеринбургский поэт Андрей Санников. По признанию авторов, ранее прозвучавшем в медиа-пространстве, «книги несут свет великой Русской литературы», в опубликованных стихотворениях … «есть место подвигу, пороху, крови, слезам, предательству — неизменны только человеческие ценности: поэты призывают к добру, милосердию, своим творчеством они стараются удержать нас над бездной».
«…Испей до дна Донецк, как яд и как лекарство,
как некий бастион, как город, как тюрьму.
Испей его последнее бунтарство,
подставь плечо клейму.
Я вижу, что сентябрь расправился с зелёным,
как птица на крыло становится. И льнёт
к ногам бродячий пёс. И на губах оскома,
как прерванный полёт.
Трамваи голосят, асфальт вспороли рельсы,
у балерины — голод и мигрень,
и где-то на краю издёрганного детства
коричневый ремень.
Мне засветло вставать, тащиться через пустошь,
угрюм пустырь и не сплести венок.
И где-то в глубине горячий красный сгусток
подвешен на шнурок.
И вспомнят старики с их стариковским зреньем
о том, что был четверг — червивое словцо.
И отливал рассвет стыдливостью сиреневой,
и пахло огурцом.
Безмозглая качель и клумбы тёти Веры, —
здесь всё сложилось так, как некогда во снах.
Где тремпели пусты, разверсты шифоньеры
и пыль на зеркалах…»
Особенно живую реакцию стихи вызвали у жителей Донбасса, волею судьбы и специальной военной операции оказавшихся в Екатеринбурге и, конечно, не преминувших посетить концерт своей знаменитой землячки.
В рамках плотной программы пребывания Анны в Екатеринбурге состоялось посещение Храма-Памятника на Крови и Ельцин-центра. И если на месте мученической кончины Царской семьи Анна склонила голову и пребывала в долгой глубокой печали, то на следующем пункте уральского маршрута поэтесса выразила искренне недоумение по поводу того, как были потрачены колоссальные государственные средства:
Отвечая на заключительный вопрос о впечатлениях от Екатеринбурга и от встречи, Анна отметила «невероятные какие-то вопросы», абсолютную поддержку, понимание, но самое ценное — люди.
— Мне понравился город, архитектурно он на Донецк похож, — отметила поэтесса. — Это все для меня очень важно, я вам хочу сказать. Что я познакомилась здесь с людьми, которые приехали из Донецка. И я вижу, как ко мне относятся здесь, хотя я не прошу меня жалеть, я настаиваю на том, что вот как Алиса Фёдорова (поэтесса — ред.) говорит, что мы не жертвы, мы – хроникеры. Мы очень сильные, сказала Аня Ревякина и потекла слеза. Ну правда. Мы сильные, мы можем, можем. Спасибо!
Анна поблагодарила старшего священника Храма-на-Крови протоиерея Максима Миняйло и в его лице уральцев за поддержку жителей Донбасса.
Свое выступление поэтесса завершила стихотворением, которое «когда-то тоже спасло нерожденную жизнь».
— Я его написала для своей подруги, и мне хотелось его написать так, чтобы она передумала. Потому что все слова прозы, они уже не работали. А это – сработало. И я знаю, что этот текст, он спас очень большое количество… ну люди просто цитировали его, передавали, — поделилась Анна. — Вдруг в вашей жизни кто-то к вам придет за советом, подруга, сестра, не знаю, младшее поколение, а вы, когда возможно будет не хватать слов, чтобы убедить женщину не совершать страшнейшую ошибку, вы сможете достать этот текст мой, и, возможно, он спасет еще жизни. Вот я бы на этом хотела завершить. Потому что должен быть свет все-таки. Но этот текст, конечно же, очень печальный.
«Лиля Михална,
опытная врач-гинеколог,
когда спрашивала об абортах, всегда понижала голос,
чтобы никто из очереди за дверью не слышал,
как сознаются в серийных убийствах.
Лиле Михалне два года по пенсии,
шесть лет до инсульта,
белый халат, белых волос гулька,
совсем не старая женщина, а седая.
Родилась в середине мая и умрёт в середине мая.
Нерождённых звала кукушатами,
неслучившимися осинками.
Лиля Михална не умела прощать,
её об этом и не просили.
Они стали к ней приходить на двадцатый год практики:
неслучившиеся учителя, пианисты и математики,
ангелочки в лохмотьях, не знавшие колыбели.
Санитарки пытались прогнать их, но не сумели.
И куда бы ни шла врач-гинеколог,
они топали рядом с её подолом,
хоть и маленькие, а не отставали,
наступали босыми ножками на её сандалии.
Она видела их до последнего дня мая две тыщи первого.
Называла их то мои ангелы, то мои демоны.
Они обращались к ней то тётя, то мама Лиля.
Умирая, она молилась о них Марии.»
Напомним, Анна Ревякина – русский поэт, публицист, член Союза писателей России, член Правления союза писателей, заместитель председателя Общественной палаты Донецкой народной республики (ДНР). Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Международная экономика» Донецкого национального университета. Ведет большую общественную деятельность по защите русскоязычных в «горячих точках».