В субботу первой седмицы Великого поста, воспоминание святого мученика Феодора Тирона, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений совершил Божественную литургию в храме святителя Николая Чудотворца в Культурно-просветительском центре «Царский».
Его Высокопреосвященству сослужили: председатель отделов Екатеринбургской епархии по связям Церкви с обществом и СМИ и по взаимодействию с казачеством, старший священник Храма-Памятника на Крови протоиерей Максим Миняйло и клирики Храма-Памятника на Крови.
В проповеди по запричастном стихе иерей Николай Баранников поведал о духовном смысле Евангельского отрывка, читаемого сегодня за богослужением.
Христос с учениками проходил в субботу засеянными полями. Апостолы были голодны, срывали колосья, растирали их руками и ели зерна. Религиозные учителя Израиля обвинили их в нарушении субботы, приравнивая такое поведение к молотьбе, запрещенной в этот день. В ответ Христос говорит им очень важные слова: Он — Господин субботы. Таким образом Иисус исповедует Свое Божество: Он — Творец мира и Законодатель, установивший заповедь о покое. Далее Христос произносит: «Суббота для человека, а не человек для субботы». То есть заповедь о субботе была установлена для того, чтобы люди помнили о своем Творце, прославляли Его в своих делах.
Если христианин будет придерживаться этих истин, то будет всегда соотносить свою жизни с церковными нормами и правилами, отметил пастырь.
— Каждый пост – какое-то новое время в нашей жизни. Пост – это не цель в нашей жизни, это только средство, которым мы достигаем цели. Какая цель? Цель – изменение самого себя в лучшую сторону, то есть преображение своих качеств, приближение к Богу. Этого и ждет от нас Бог. Не только формального, не только воздержания от пищи, а именно внутреннего содержания человека, внутреннего качественного изменения, — сказал батюшка.
Обращаясь по завершении богослужения к собравшимся, митрополит Евгений отметил, что мы прожили первую неделю Великого поста, очень важную, очень нужную для нашей жизни, для нашего спасения. Верующие испытали, что это такое – немножко попоститься, помолиться в храме, дома, что такое воздержание, когда не предаешься празднословию и привычному времяпрепровождению, и тем самым посеяли в свою душу добрые и правильные семена.
Архипастырь, пожелав всем «усилить плоды этого доброго поста», отметил, что разумный пост угоден Богу, и что постящиеся находятся под Его особым покровительством. Но в то же время, Евангельское чтение предупреждает: пост и другие религиозные предписания – не самоцель и имеют смысл лишь тогда, когда помогают, а не мешают нам нормально жить и работать на благо семьи и общества. Встречаясь с окружающими, мы должны ради Христа «давать людям то, что Христос нес в эти села и города — доброе слово, утешение, молитву, благодать».
Уделяя Великим постом внимание чтению Библии, мы приобщаемся «Благодати Священного Писания, этих слов, которые питают душу нашу жаждущую»; приобщаясь к воздержанию, мы можем «обрести какую-то меру Божественной благодати».
Накануне дня, когда Православная Церковь отмечает Торжество Православия, правящий архиерей пожелал, чтобы «Православие, Бог, Которого мы будем право-славить, прославлять, просиял в наших душах».