27 сентября, в празднование Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в Александро-Невском Ново-Тихвинском женском монастыре состоялась архиерейская Божественная литургия. Праздничное богослужение совершили митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений и митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор.
Высокопреосвященным владыкам сослужили: руководитель службы протокола Екатеринбургской епархии протоиерей Николай Тарантин, клирики монастыря и духовенство Екатеринбургской епархии.
Со словом проповеди по запричастном стихе к молящимся обратился иерей Михаил Северин.
За литургией были исполнены праздничные тропарь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста, кондак и величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой святый, имже нас спасл еси от работы вражия».
После коленопреклонного вознесения молитв ко Кресту архипастырь, священство и все молящиеся приложились ко святыне.
По завершении литургии митрополит Евгений обратился к молящимся с архипастырским словом. Владыка отметил, что Крест – это орудие страданий Бога. Но Бог страдал не только на Кресте, Иисус Христос начал с того времени, как воплотился в человеческое естество.
— Бог пришел, чтобы нас наделить Своим Божеством, чтобы с нами поделиться Своей жизнью, Своей полнотой жизни. И для этого Он претерпел страдания. И Он обратил страдания Свои и Крест в славу, — сказал правящий архиерей.
И все мы, каждый человек страдали и страдаем, поэтому Крестные страдания Господа Иисуса Христа имеют отношение к каждому из нас, отметил Его Высокопреосвященство:
— Мы раним друг друга не только словами или эмоциями, мы раним друг друга, бросая друг в друга пули, гранаты, ракеты — такое страдание мы доставляем друг другу. Где в этом всем присутствует Бог? А Бог присутствует в каждом мгновении нашего страдания. Он желает поделиться Собой, Своей любовью с человечеством. Он это делает, преодолевая страдания. Ему больно, Он страдает на Кресте. Но Он готов это делать, чтобы нам щедро передать Свою жизнь, Свою любовь.
По словам архипастыря, когда мы претерпеваем страдания так же, как Иисус Христос – ради кого-то другого, ради Господа, если мы эту боль посвящаем Богу, то она становится для нас спасительной.
— В ней присутствует та боль, то страдание, страсти, которые претерпел Христос на Кресте. И мы очищаемся этим страданием. Комфортом мы развращаемся, комфортом и спокойствием мы разрушаемся. А страдание нас собирает и обращает к Богу, — сказал правящий архиерей.
Архипастырь подчеркнул, что Крест, которому мы поклоняемся сегодня — это крест, в котором воплотилось все страдание лично каждого человека и всего человечества:
— Бог сделал это орудие спасительным, благодатным, и наше орудие, которое нас терзает: болезни, люди, обстоятельства – это тоже может для нас стать спасительным, если мы это поднимаем как из рук Божиих, если мы это поднимаем так, как Христос поднимал Свой Крест: «Отче, если возможно, пронеси мимо Меня эту чашу! Да будет воля Твоя». И будет воля Божия. И дай нам, Господи, вразумления, понимания, как принимать и нести те страдания, которые нам Господь посылает, чтобы они стали не страшными, — пожелал глава Екатеринбургской митрополии.
Его Высокопреосвященство призвал всех к пониманию, что в Кресте Господнем сосредоточена вся боль человечества:
— В Кресте Господнем сосредоточены слезы и кровь тех, на кого сегодня падают бомбы, гранаты, ракеты. Здесь сосредоточена боль тех, кто провожает сегодня, может, в последний путь своих сыновей, которые уходят в военкомат. В Кресте, в распятой любви на Кресте сосредоточена вся эта боль. Здесь есть источник силы, который поможет нам эту боль перенести.
Митрополит Евгений пожелал всем уместить в своем сердце несовместимое: праздник и торжество и Крест со страдающим на нем Христом.
Напомним, 27 сентября Православная Церковь отмечает праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Этот день Церковь чтит с 335 года, когда было совершено освящение воздвигнутого в Иерусалиме величественного и обширного храма в честь Воскресения Христова, включавшего в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Само обретение и воздвижение Креста Господня состоялось за девять лет до этого. Равноапостольная царица Елена, мать равноапостольного императора Константина, разыскала в Иерусалиме под языческим капищем Голгофу и Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос, и Крест был торжественно обретен и поднят святителем Макарием, императором Иерусалимским.