В своем духовном наставлении в праздник святых Петра и Февронии священник Константин Корепанов рассказал о том, какими должны быть настоящие отношения мужа и жены, чтобы быть угодными Богу и победить смерть.
— Петр и Феврония. Удивительные люди, удивительная судьба. Их собственные жизни и их особенно посмертная судьба удивительна. И их церковная судьба тоже удивительна. Мы почти ничего не знаем про их жизни. Есть повесть, которая, в основном, носит художественный характер и не является хроникой, или летописью, или даже житием. Но одно мы знаем совершенно точно, непреложно: эти люди, Петр и Феврония, стали монахами и вопреки всем правилам, всем взглядам они похоронены в одном гробу. Это одно из самых удивительных действий. Такого никогда не было. Но действительно, смерть не смогла из разлучить: стоящие рядом, стена к стене, два монастыря и эта гробница, эта могила, где лежат два инока — плечо к плечу…
Это удивительное действие промысла Божьего, благодати Божьей, удивительное действие той любви, которую дал Бог людям. И в наше время, одичавшее время, когда величайшую радость, данную Богом людям, радость любви друг ко другу в браке, радость близости друг ко другу, самой ближайшей близости телесной, душевной близости, нежности, теплоты, разделения быта и всех тягот жизни — люди всю эту радость превратили в источник непрестанной скорби.
Конечно, та посмертная церковная судьба Петра и Февронии имеет огромное значение не для их современников, не для людей, живших в эпоху сто, двести, триста лет после них. Потому что в те эпохи люди понимали, что жена — это одно из самых замечательных явлений в жизни. А муж – это радость, это надежда, это опора, это свет очей моих. И вдова знает, по-настоящему знает, что такое муж. И это все люди понимали, знали, хранили. Но наступило время, ради которого, быть может, за тысячу лет Бог и даровал такую удивительную, посмертную участь и иночество, и положение в гроб, и ту память о них. Чтобы наше нынешнее поколение в их любви, в их верности непоколебимой черпало силы для самих себя. Чтобы нам всем поверить в одну когда-то всем понятную и прозрачную вещь, что муж и жена — любовь и радость, свет, сила, опора друг друга.
Мы ничего не знаем про них, мы не знаем, как они жили, мы знаем только, что смерть не смогла их разлучить. Мы знаем из летописного свидетельства о том, что Петру пришлось уехать из города и он взял с собой жену и уехал, по всей видимости, из-за жены, которую общество не приняло. Но он предпочел остаться с женой, чем угодить обществу.
Это калька с нашей повседневной жизни, когда мы смотрим не в глаза своей любимой и любящей жены, не в глаза своего любимого мужа, а слушаем, что про него говорят другие: «он тебе не пара», «она тебе не пара», «она тебя не любит», «на кого ты нас обменял, мы твои друзья, ты с кем?», «мы твои родители, а ты с кем?», «мы твои коллеги, а ты с кем?». Хотя бы один этот эпизод показывает, что настоящее отношение в браке — это когда жена и муж на первом месте после Бога, а все остальное не важно. И Бог засвидетельствовал этот достаточно необычный выбор тем, что дал им такую кончину, Он засвидетельствовал им, их окружению, миру, церкви, что любовь мужа и жены друг ко другу есть христианская ценность, есть христианская благодетель, есть действие благодати Божьей в людях.
Нельзя стесняться любви. Нельзя гнушаться любовью в браке. Нельзя сторониться этой любви, прятать ее. Тем более, в наше время, когда совсем мало осталось счастливых, любящих семей. И чтобы нам хоть как-то вместить, осуществить, прикоснуться к опыту жизни Петра и Февронии, надо научиться, как они, презирать смерть. Смерть в самых разных ее обличиях. И тогда смерть нас с супругом, с супругой не разделит.
Как это случилось в Царской семье страстотерпцев. И там тоже общество наговаривало Николаю Второму: «Смотри, кого ты выбрал». И ей наговаривало: «Смотри, какой он». Они любили друг друга. Все не понимали, смеялись, шутили, что только ни делали, а Бог засвидетельствовал, что Ему угодна вот такая любовь. Что именно такая любовь Ему и угодна, когда человек видит только лицо любимого человека, лицо любимого супруга, а не то, что говорят и что думают, и что кажется благоразумным, быть может, но является предательством.
Это и есть борьба со смертью. Смерть ищет убить любовь. Смерть и есть убийство любви. И поэтому человек, который хочет не разлучаться с любимым ни здесь, ни в вечной жизни, даже тогда, когда тела их умрут, для этого надо последовательно, методично бороться со смертью, то есть утверждать свою любовь к другому человеку: прежде всего, к своему супругу, к своей супруге, к своему мужу, к своей жене. Поверив раз и навсегда, всерьез поверить — это и есть поистине подлинное, Божье дело, созидающее супругов в единую плоть, венчающую их, делающее их одной душой, одним телом, одной радостью. Так что ни здесь, ни в вечности веков, никогда они больше не разлучатся, потому что любовь есть единственное оружие, побеждающее смерть.
Напомним, сегодня, в воскресный день 18 сентября Церковь поминает в молитвах святых благоверных князей Петра и Февронию Муромских. Перенесение мощей благоверных князей Петра (в иночестве Давида) и Февронии (в иночестве Евфросинии), Муромских чудотворцев, состоялось ровно 30 лет назад, в 1992 году.