По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

9 сентября 2022

«Можно ли научить любить Родину?»: священнослужители об уроках патриотизма в школах

В российских школах с 2023 года введут еще один предмет по основам духовно-нравственной культуры народов России. А уже в этом году в рамках образовательной программы будут проводиться патриотические уроки «Разговоры о важном». Первое занятие планируется на 12 сентября. 
 
Что такое патриотизм? Почему важно говорить со школьниками на эту важную тему? Можно ли научить любить Родину? Как и для чего проводить уроки патриотического воспитания? Об этом рассуждают священнослужители и сотрудники Екатеринбургской епархии, имеющие богатый опыт организации на приходе занятий духовно-нравственной направленности. 
 
Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма во имя Владимирской иконы Богородицы на Семи Ключах, помощник начальника отделения по работе с верующими военнослужащими Центрального военного округа:
– Нам, современным людям, нужно учиться у наших предков изучать историю России – это основа, на которой воспитывались многие и многие поколения русских и тех людей, которые вошли потом в состав нашей страны. У нас есть замечательные примеры патриотизма: жизнь и подвиги Александра Невского, Дмитрия Донского, непобедимого Александра Васильевича Суворова и других замечательных людей. Не обязательно военачальников, но и ученых, писателей, и простых граждан. Благодаря тому, что наша страна стала православной, христианской, она превратилась в сильную державу – страну, в которой комфортно жить человеку любой национальности, любого вероисповедания. У нас нет ущемления прав народов каких-либо национальностей и вероисповеданий – традиционно говорю “вероисповеданий”, потому что основа отношений заложена в Евангелие: Господь нас учит, как относиться к ближнему. Любовь должна стать основой истинного, настоящего патриотизма. Любовь к Родине, к своей семье, к своей культуре, и, соответственно, к ближнему.
 
Также патриотизм – это евангельское, библейское отношение к своей земле. Потому что Господь сотворил Адама хозяином на Земле, и с нас никто эту задачу не снял. Поэтому мы должны тоже ответственно относиться к той земле, на которой мы живем, быть настоящими ее хозяевами, а не потребителями. Чтобы наши потомки жили не в пустыне, а в настоящей развивающейся стране. Это тоже зависит от нас. Поэтому патриотизм – это еще и жертвенность. Жертвенное отношение и к молитве, и к благочестию, и к своей семье, и к труду на благо Родины, и к ее защите до последней капли крови. Это все входит в традиционное русское понимание патриотизма.
Иерей Сергий Никитин, духовник Свято-Симеоновской православной гимназии:
– Я думаю, что научить любого человека, и в том числе ребенка, патриотизму – невозможно. Также как невозможно научить любить и верить. Мы можем воспитать ребенка в вере, любви, патриотизме. Поэтому эти уроки – больше не образовательный, а воспитательный процесс. По форме – это должна быть беседа, очень открытая и честная, чтобы в ней не было никакой фальши. Чтобы эти часы не превращались в формальные уроки, где делятся с ребенком какой-то информацией. 
 
Задача педагога – не просто дать какой-то материал, а постараться его прожить вместе с ребенком. Объяснить ему, почему именно так должно быть, почему это так важно. Почему так важен герб, флаг, гимн страны. Почему важно гордиться своей страной. В чем может проявляться гордость за свою страну и как сделать так, чтобы не было перекосов какого-то националистического толка. И чтобы патриотизм приводил к деятельному осознанию: вот я люблю свою Родину, а как я это могу проявить? В чем, через что? Вот этому всему, повторюсь, детей нужно не учить, а в этом осознании воспитывать. Объяснять им хорошо бы на своем собственном примере. Надеюсь, что педагоги нашей гимназии сумеют найти в жизненном опыте достаточно примеров, с которыми можно прийти к детям и рассказать о патриотизме.
Иерей Илия Александров, настоятель прихода во имя святителя Иннокентия, митрополита Московского:
– Много лет назад первым моим уроком в школе был урок мира. И я ничего из него не помню. Хотя учитель – Зинаида Яковлевна Музафарова – была хорошим человеком. И готовилась к уроку. Зато могу сказать о том, что «послевкусие» от общения с учителями в старшей школе осталось изысканное. Нас, своих учеников, они любили. На уроках русского языка мы часто говорили о прочитанных книгах. На уроках истории – об окружающем нас мире. Преподаватель по труду, трудовик, просто учил жизни прямым текстом. Учитель математики, Римма Михайловна, влюбила меня в свой предмет через свое доброе отношение к нам, детям.
Думаю, если учитель настроен на одну волну с ребенком, видит в нем Человека, любит детей, любой урок пройдет «на ура». И даже внеклассный, такой как «Разговор о важном». Любой такой разговор – это попытка диалога. И это замечательно. Когда еще можно ребенку сказать любую глупость с умным лицом и не получить плохую отметку в журнал оценок? Диалог – это хорошо, но вести его важно с любовью.
Иерей Андрей Юганец, благочинный Рождественского округа храмов Екатеринбурга, настоятель храма в честь Рождества Христова на Уралмаше:
– В моем понимании уроки патриотизма – это не просто и не только уроки начальной военной подготовки, которые когда-то входили в нашу школьную программу. Это живое изучение истории нашего Отечества, истории Русской Церкви, ведь именно она явилась фундаментом и скрепляющим веществом большого русского общества, огромной территории России.
Согласен, нельзя внушать людям, молодежи ненависть к другим народам, представителям других религий и стран. Однако, трезвое понимание того, что мы живем в очень сложном мире, необходимо. Знакомство с храмами и монастырями нашей Родины – это тоже уроки патриотизма. Как и посещение раненых в госпитале – уроки патриотизма. Думаю, этот список можно продолжать.
Иерей Георгий Юранев, клирик Вознесенского архиерейского подворья:
– Какими должны быть уроки патриотизма? Вспоминаю свои школьные годы… Они пришлись на 1980-е. Никаких специальных уроков патриотизма у нас не было. Но сам подход учителей к своим школьным предметам давал нам хорошее воспитание.
Помню, на каком-то уроке нам рассказывали о труде людей, выращивающих хлеб. Сколько им требуется вложить труда, чтобы посадить пшеницу, вырастить ее, собрать, смолоть и приготовить хлеб! Потом приводили примеры людей, которые в голодном Ленинграде собирали в ладошки каждую крошку со стола и аккуратно их съедали. Даже сейчас, при виде брошенного или выброшенного куска хлеба, сердце кровью обливается. Вот такие уроки запоминаются на всю жизнь.
О любви к Родине нам рассказывали на примере подвигов наших героев Великой Отечественной войны. Дополняли эти рассказы прекрасные кинофильмы «Они сражались за Родину», «Судьба человека», «В бой идут одни старики», «Офицеры», «Летят журавли», «Освобождение». Список можно долго продолжать. Немного мрачными остались детские воспоминания от посещения мемориалов – нас, тогда еще дошкольников, приводили на Мамаев Курган в Волгограде. Но даже такие впечатления оставляли в душе гордость за свою страну, за мужество героев, которым хотелось подражать. И это желание быть похожими на героев выливалось в дворовые игры в «войнушку», в «казаки-разбойники» и другие. А как сейчас можно привить любовь к Родине, сказать сложно. Технологии меняются, появляются разные гаджеты, облегчающие и коммуникации, и образовательные процессы. Но душа ребенка, мне кажется, не так сильно меняется из поколения в поколение. Поэтому примеры воспитания из советского времени вполне могут быть полезными.
 
 
Всеволод Сергеевич Кривцов, специалист молодежного отдела Екатеринбургской епархии, руководитель Екатеринбургского отделения Братства православных следопытов:
– Введение в школьную программу и проведение уроков патриотизма – очень важное событие. Во-первых, потому что наши дети будут представлять историю такой, какой она должна быть. Историю России нельзя рассматривать без спектра Православия. Нужно говорить о духовно-нравственных аспектах и событиях, которые не просто повлияли на становление нашей великой Родины, а стали ключевыми в ее объединении, многонациональности, многоконфессиональности. 
Второе, эта информация поможет им дать абсолютно точные представления о том, какие качества должны быть у человека, за что он ответственен, за какие поступки, как он должен отвечать за свое будущее и ближних, своего государства.