По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

6 сентября 2022

Системное мировоззрение, качественное образование, дружба и взаимопонимание: директор Свято-Симеоновской гимназии Екатерина Васильевна Конорева о жизни школьников без мобильника

Накануне нового учебного года Министр просвещения РФ Сергей Кравцов напомнил о том, что в соответствии с ранее утвержденными СанПиНами использование мобильных телефонов на уроке в учебных целях не допускается.

В православной Свято-Симеоновской гимназии Екатеринбурга подобная мера введена с 2016 года. О результатах обучения без сотовых телефонов в руках учеников рассказывает Екатерина Васильевна Конорева.

– Екатерина Васильевна, в вашей гимназии давно введено правило: после утренней молитвы все ученики, с первого по 11-й класс,  добровольно сдают свои сотовые «на хранение» классному руководителю и не используют их в течение всего дня, ни на уроках, ни на переменах. А получают только при выходе из гимназии. Насколько это оправдало себя?

– Сегодня в педагогическом сообществе активно обсуждается решение Министерства просвещения России о запрете использования сотовых телефонов учащимся на уроках. Это очень своевременное решение! На самом деле и педагоги, и психологи уже давно бьют тревогу о том, что ребенок, регулярно погруженный в эту экранную культуру, не способен хорошо усваивать базовые компетенции, которые  необходимы ему для его дальнейшей жизни.

Если говорить об отрицательном, вредном влиянии сотовых телефонов на образовательный процесс и способности детей, то можно отметить следующее. У ребенка, который регулярно играет в игры, слушает музыку, «сидит» во всевозможных социальных сетях, используя любое электронное мобильное устройство, мышление формируется не как определенная система, а как коллаж, клип. Многие психологи уже отмечают эту черту детского мышления современного ребенка – клиповость, то есть неспособность выстроить логическую цепочку. Это вызывает трудности уже на начальном этапе обучения, когда необходимо долго удерживать внимание, выстраивать действие по алгоритму.  Замечено, что ребенок, у которого в кармане сотовый телефон, подключенный к интернету, часто бывает не способен научиться хорошо читать и писать, освоить простые арифметические действия. Поэтому запрет  телефонов на уроке – хороший шаг, но это только начало. 

Если говорить о каком-то масштабном решении этого вопроса, то это нужно менять отношение государства к сети интернет. Интернет должен быть безопасным. Должны быть выработаны, запущены в действие и контролироваться механизмы, выставлены действенные  фильтры для того, чтобы интернет для детей и подростков стал безопасным.

Считаю, использование средств мобильной связи в качестве образовательного ресурса необходимо, если мы говорим о дистанционной форме обучения. Но эта мера нужна в критической ситуации, например, при карантине из-за высокого уровня заболеваемости, для того чтобы дети не были оторваны от образовательного процесса.  Но это все-таки мера не постоянная. Контакта учителя и ребенка, детей друг с другом  в образовательном пространстве никакая дистанционная технология заменить не может.

–  Формирование в школе территории, свободной от мобильных телефонов, не всеми воспринимается с пониманием. Как вам удалось решить эту проблему?

– В нашей гимназии вопрос использования сотовых телефонов решен уже шесть лет назад. Этот вопрос был согласован с родителями наших учеников, и мы тогда подписали дополнительное соглашение к договору о предоставлении образовательных услуг. Там прописали, что использование сотовых телефонов на территории гимназии возможно только с целью связи с родителями. Мы встретили абсолютно единодушную поддержку со стороны родителей, когда ввели такие меры.

Более того, следующий шаг был таков, что если вдруг подросток начинает хитрить и сдает «муляж», а сотовый оставляет себе, на перемене начинает его использовать, любой педагог, увидев это, имеет право забрать гаджет и оправить его в сейф к директору.

Детям мы поясняем введенное правило ограничения экранного времени таким образом: даже если ты не вынимаешь сотовый телефон на уроке, чтобы воспользоваться им как справочным средством, то погружаясь в игру или заходя в соцсети на перемене, будешь еще долго находиться в этом виртуальном пространстве. Для того, чтобы потом переключиться на урок,  требуется длительное время. И учебный материал будет усваиваться хуже.

– И школьники не возражают против таких «жестоких» мер?

– Каких-то непониманий, резких возражений со стороны подростков мы не встречали. Бывает, после уроков, ребенок ждет в гардеробе родителей и в это время играет или просматривает сообщения в соцсетях в телефоне. Объясняем: это тоже нарушение, ведь запрет распространяется на использование сотовых на всей территории гимназии. Напоминаем, что здесь есть твои друзья, и ты можешь с ними пообщаться, поиграть, и для этого не нужен электронный помощник. Есть масса разных способов провести время с друзьями, кроме как глядя в сотовый… Удивительно, как раз вот это дети понимают очень хорошо: если рядом твои друзья, то зачем тебе телефон? Например, нас всегда очень радует, когда мы едем на какие-то экскурсии, дети группируются на задней площадке трамвая, и играют. В слова, другие спокойные игры. Им интересно вместе, нравится общаться, не задействуя виртуальные средства.

Это очень важный момент: использование телефонов наносит непоправимый вред обществу, так как дети с младых ногтей разучаются общаться друг с другом. Зависание в гаджетах  мешает не только формировать системное правильное мышление человека, оно мешает очень сильно формировать коммуникативную компетентность и общность людей.

– Родители в этой ситуации – «жизнь без телефона» – ваши помощники или противники?

– За все годы, что это ограничение существует, ни одного возражения со стороны родителей мы не услышали. Даже право педагога на территории гимназии забрать телефон и его «арестовать» не вызывает у наших родителей отрицательных эмоций. Они часто говорят, что это даже  замечательно, что смартфон забрали, пусть он теперь полежит в гимназии. И вручают детям обычный кнопочный, который необходим для связи. Это говорит о том, что родители тоже понимают вред времяпрепровождения в телефоне.

В большинстве школ родители часто идут на поводу у ребенка, который обосновывает необходимость смартфона тем, что его будут считают неполноценным ввиду отсутствия несовременного гаджета… Родителям часто бывает невозможно принять собственное решение. А когда это требования учебного заведения, они на это позитивно  откликаются. У нас есть классы, например, где родители изначально договорились друг с другом, что в классе у всех детей  только кнопочные телефоны. И так как круг общения ребенка часто замкнут гимназией, друзья у них тоже здесь, это решает их проблему зависимости от подросткового сообщества. Чаще всего родители нам благодарны, за то, что такая политика проводится в гимназии.

– Выпускники этого года завершили обучение в гимназии в режиме так называемого ограничения экранного времени. Каков результат?

– Да, выпускники этого года и в младшей, и в старшей школе учились в этой системе ограничений. И результаты  – очень высокий уровень сдачи единого госэкзамена по разным предметами и поступление вузы. Среди наших выпускников есть ребята, которые сдали обществознание от 86 до 90 баллов. Подтвержденная медалистка Екатерина Герасимова русский язык сдала на 96 баллов.

Многие ребята поступили на бюджетные элитные специальности в Уральском федеральном университете. Например, Сергей Скопин – на факультет экономики и управления, международная экономика, ему помогла победа в олимпиаде «Изумруд» по экономике. Екатерина Герасимова поступила на факультет архитектуры градостроительства, Олег Ефремов – на факультет политологии, также одержав победу по своему направлению в олимпиаде «Изумруд». Алексей Карачев зачислен на бюджетное обучение на факультет радиотехники.  И даже слабые, по нашему мнению, ученики, зачислены на бюджетные места в вузы.

Теперь мы совершенно точно можем говорить о том, что результат ограничения использования сотовых телефонов во время учебного процесса есть – образовательные траектории наших детей выстроились совершенно удивительным потрясающим образом. Они способные. И мы уверены, что они и дальше будут учиться совершенно замечательно. Они очень дружны между собой, и нас это тоже очень радует. Мы надеемся, что они пронесут эту дружбу по всей жизни. 

 

Справочно:

«Мобильные телефоны у детей могут быть, чтобы позвонить, пообщаться, вопросы какие-то решить, но что касается уроков, то в соответствии с СанПиНами мобильные телефоны на уроках в учебных целях использовать не допускается», – сказал глава Минпросвещения Сергей Кравцов.

Он отметил, что для экстренной связи телефон, конечно, может присутствовать у ребенка, но во время учебного процесса телефоны не должны использоваться.

С 1 января 2021 года вступили в силу Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, согласно которым «для образовательных целей мобильные средства связи не используются».

Мобильные телефоны нельзя использовать во время урока вместо компьютера или планшета в связи с тем, что такие гаджеты имеют маленький размер экрана, что провоцирует напряжение органов зрения и нарушение осанки.

Новые санитарные правила устанавливают в том числе требования к образовательному процессу с применением электронных средств обучения. Диагональ интерактивной доски должна составлять не менее 165,1 см, минимальная диагональ для монитора компьютера или ноутбука – не менее 39,6 см, для планшета – 26,6 см, сообщает пресс-служба Минпросвещения России.