О том, какие истины Господь нам открывает через историю Ефесских отроков, о потрясающих уловках диавола и о том, насколько важным является догматическое сознание для строительства правильной жизни, рассказал в своем слове проповеди за архиерейской Божественной литургией в день памяти Семи Ефесских отроков иерей Даниил Рябинин, руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии.
Напомним, Божественная литургия состоялась 17 августа в храме «Большой Златоуст». Богослужение возглавил митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений.
– Когда я шел сегодня с утра в храм, то подумал, насколько эта история семи Ефесских отроков абсолютно повторяет историю храма «Большой Златоуст». Храм когда-то в дни гонений был уничтожен, стерт с лица земли, погребен как те юноши, но сегодня тоже восстал от сна и своим прекрасным священным голосом куполов освящает центр города Екатеринбурга.
И я еще подумал, что эта история семи Ефесских отроков актуальна не только в привязке к нашему храму, но еще эта история глубинна для каждого из нас, для каждого человека, живущего в современном мире, в современном обществе. И мне кажется, что мы тоже, наш мир сегодня, погружен в это огромное потрясающее заблуждение, которым враг рода человеческого сбивает с пути человека.
Знаете, вообще надо сказать, что диавол ничего нового придумать не может и не придумает никогда в жизни. Все его, так сказать, лукавство, вся его неправда уже давно всем известна: если нельзя уничтожить физически, то тогда можно так развратить человеческое сознание, что человек сам перестанет понимать, где есть истина, где ложь, где правда, где неправда.
Вот первые христианские гонители жили тем, что уничтожали христиан физически. Но когда поняли, что это, вот тогда в те далёкие времена Феодосия-младшего, когда жили Ефесские отроки, возникла ересь, что нет Воскресения. Казалось бы, а что такого-то: нет Воскресения? Ну живи, будь добрым человеком. Но на самом деле, какая глубинная вещь скрыта в этом! Понимаете – нет Воскресения, значит, нет никакого воздаяния тебе, живи, как хочешь, радуйся жизни, пока не помрёшь. Ну и все. Вот вам лукавство, вот вам враг человека, который сбивает и повергает человека, народы, общества в самую глубину порока греха, в самое отвратительное, что можно придумать.
То же самое и сегодня. Прожили период богоборчества, уничтожения и сегодня живём в мире, который очень глубоко погряз в заблуждениях. Некоторые люди до сих пор утверждают, что мы живём в обществе секулярном. Я напомню, что слово «секулярность» переводится как «то, откуда изымается, убирается религиозное сознание». Оно изымается, остаётся все светское. Как у нас сейчас принято: вот есть церковь, вы в ней, пожалуйста, занимайтесь своими делами, а мы, так сказать, будем делать другое, и, может быть, где-то пересечёмся. Но надо понимать, что мы уже пережили это время. И мы живём в обществе постсекулярном, которое характеризуется как раз-таки замешательством состояния ума современного человека. Вот этот религиозный плюрализм: верь во что хочешь, хочешь – в Будду, хочешь – в Христа, хочешь – не верь в Воскресение, хочешь – верь, как тебе угодно; хочешь – езжай в Гималаи, ставь свечки, вези на себе иконы. Это ясное свидетельство одного – мы с вами теряем догматическое сознание.
Давайте я задам вам простой вопрос: как вы думаете, что является более важным, главным, основополагающим – Заповеди Божии или догматы? Я думаю, что большинство скажет: конечно, заповеди. Заповеди даны нам в Священном Писании Богом, это универсальные нравственные истины в большинстве случаев. Потому что, когда мы говорим о заповедях, мы чаще всего понимаем 10 Заповедей Божиих. А догматы есть Богооткровенные истины, которые преподаются и усваиваются христианами как общеобязательные истины для всех верующих христиан.
А вот теперь подумайте: те заповеди, о которых мы с вами знаем уже в Новом Завете, заповедь блаженства, например, или заповедь, которую мы с вами слышали сегодня в евангельском чтении: «Терпением вашим спасайте души ваши», – почему нужно терпеть, скажите мне, пожалуйста? Убивать нельзя, понятно; не возжелать жены ближнего своего – тоже все четко и ясно. А почему я должен любить своего ближнего, если он мне не нравится? Откуда у меня эта любовь должна быть? Почему я его лично должен терпеть? Терпеть осуждения и скорби, посылаемые не по правде в мой адрес от другого человека? И ответить на этот вопрос оказывается уже невозможно. Человек в принципе готов выполнять эти какие-то истины Ветхого Завета, а то, о чем говорит Господь, уже нет.
Знаете, в «Бога в душе» верует сегодня почти каждый. Но так невозможно жить. А все потому, что сегодняшний мир потерял догматическое сознание, вот эту основу и опору. Так вот я задал вопрос, и, посмотрите, ответ на него достаточно простой. Ответить на вопрос того, что хочет от меня Бог, возможно тогда, когда я отвечу на вопрос: «А кто есть Бог?» Очень простой ответ можем найти в Священном Писании: «Бог есть любовь». Вот этой любовью Бог живёт, Он создал этот мир, исходя из этой жертвенной любви. Когда мы ответим на вопрос: «А что такое крест? Зачем он нужен? Почему я его должен нести на себе?», ответим на вопрос, Кто Он – Бог, и тогда поймем, что Он от меня хочет, и тогда сможем выстроить свою жизнь правильно.
Мало того, что мы должны понимать, что основание нашей жизни – Иисус Христос, так еще нужно правильно строить. А для этого требуется догматическое сознание. Вероисповедничество – одно, и догматическое сознание – второе, с правильным пониманием того, как мы живём, и как открывается для нас Господь Иисус Христос; что есть Бог, как мы в этом мире взаимодействуем и в этом взаимодействии находим самого себя.
Иоанн Златоуст говорил: «Не знать Писания – не знать Христа». Будем изучать Священное Писание, жить в Предании Церкви, питая себя жизнью, поучениями святых отцов и следовать пути Христову, чтобы быть настоящим светильником, который светит всем людям.