По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

3 мая 2022

“Мы поем, потому что по-другому суть праздника мы выразить не можем”: иерей Николай Дмитрук о Пасхальных песнопениях

В онлайн-трансляции проекта «Онлайн с уральским батюшкой» иерей Николай Дмитрук, регент хора Екатеринбургской духовной семинарии, преподаватель церковного пения, рассказал об особенностях пасхальных песнопений, в том числе об их отличии от других песнопений, а также о том, что нужно знать каждому православному христианину, чтобы петь и подпевать во время пасхальных богослужений.

– Самая главная задача со студентами – научиться понимать, о чем поем, что изучаем, какие тексты. Это самое главное, что есть в богослужебном пении, потому что если мы не будем понимать, о чем поем, смысл наших молитв по отношению к богослужению станет пустым, – сказал священник.

Надо сказать, что анонсируя эту интернет-беседу, прошедшую в пятницу Светлой седмицы, мы обозначили ее главную тему следующим образом: «Как выучить Пасхальные стихиры: пение в Церкви и в жизни». Однако, отец Николай сделал небольшую поправку в начале эфира и отметил, что можно немного по-другому подойти к этому вопросу: не «как выучить Пасхальные стихиры», а «как их воспринять и как их воспроизвести во время богослужений и вообще в жизни».

– С этой темы начнем разбирать вообще вопрос: «А в чем смысл пения во время богослужений?» Пение является самым главным для церковного богослужения, потому что пение – это неотъемлемая часть всего суточного круга. Если мы посмотрим на Великий пост, там минимум пения, там чтение превалирует. Оно покаянное, призывает человека к внутреннему раскаянию своего греховного состояния, внутреннего сострадания, – отметил пастырь. – А если посмотреть на пасхальный период, там практически ничего не читается. Все поется, все восклицается, все ярко и красиво возглашается. Один тропарь только «Христос Воскресе» поется не единожды, может быть, за целую неделю сотни раз поется.

Отвечая на вопрос: «В чем особенность Светлой седмицы?», отец Николай отметил величие, красоту праздника.

– Если все приходят на богослужения в Великую субботу, то видят, что, когда прочитано такое число паремий, а  очень тексты большие, тяжелые для восприятия, и выходят два певца в белых облачениях, это должны быть священнослужители, и начинают петь «Воскресни, Боже». Эти слова очень значимы для всех христиан, то есть это призыв уже к Воскресению Христа, – сказал священник. – Подходя к Пасхе Христовой, поются еще такие слова, очень для нас важные – перед крестным ходом в алтаре сначала воспеваются: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангеле поют на небеси. И нас на земли сподоби Чистым сердцем Тебе славити». Каждый православный христианин должен эти слова знать наизусть.

Для чего мы эти песнопения поем? По-другому суть праздника мы выразить не можем. Пение является таким объединительным «органом», я бы сказал.

Говоря о пасхальных песнопениях, которые поются в храмах, батюшка поведал, что их тексты написал преподобный Иоанн Дамаскин, вложивший большой труд в их создание. Святой преподобный Иоанн Дамаскин является первым систематиком среди отцов Церкви, непревзойденным до сих пор писателем церковных песнопений и рьяным защитником основ православия. Именно Иоанну Дамаскину мы обязаны появлением Октоиха (Осмогласника) – воскресных служб, разделенных на восемь гласов.

Что можно изучить и как правильно изучить те или иные произведения? Надо ходить на богослужения, – сказал в продолжение эфира регент. – Инструменты для самоучения, которые даны нам сегодня: аудиозаписи, видеозаписи и т.д., – это хорошо, но, поймите, в каждом храме и в каждом регионе есть своя традиция напевов. Например, откуда я родом, там поют «Воскресение Твое Спасе» немножко по-другому, чем тут. Приходилось, приехав сюда, переучить себя. С годами потихоньку привыкал к распеву, и уже он вошел в обиход жизни. То есть каждый напев имеет свою особенность, и из-за этого нужно в храм приходить и вместе с хором пытаться запоминать те вещи, которые он поет.

Батюшка отметил, что можно интересоваться у священнослужителей, как спеть или что означают те или иные песнопения, особенно которые редко поются в храме.

Далее пастырь ответил на вопросы: «В чем значение клиросного пения? Почему его называют ангельским?»

– Есть небольшое заблуждение по поводу ангельского пения по отношению к хору. Если говорить чисто о церковном хоре, то смотря где этот хор поет. В монастыре, естественно, поют братья Лавры. И братский хор можно было бы назвать ангельским, потому что они постоянно живут в духе молитвы и пытаются созидать пение правильное, духовное, тихое, спокойное, без всякого стресса внутреннего, – отметил батюшка. – Если брать приходские хоры, конечно, я не беру все, например, в городах, то там бывает, поют люди приглашенные извне. И не всегда человек бывает воцерковленный.

Регент хора семинарии отметил, что поющие в хорах люди исполняют заповедь Божию: «Шесть дней делай свои дела, а седьмой – Господу Богу».

– Не каждому дано, конечно, петь на клиросе. Не каждому Господь дал талант слышать или красивый голос. А если дал, то пользуйся и восхваляй Господа, пока есть силы. Конечно, у кого нет голоса и таланта слушать, никто не закрывает рот, чтобы ты не пел в храме. Ты можешь тихонечко подпевать. Но есть такой момент, когда подпеваешь и вредишь хору, то есть на весь храм показывая «я могу» и так далее, какую-то гордость проявлять. Но надо понять, чтобы не навредить, надо немножко прислушаться, о чем поют, и петь те вещи, которые знаешь хорошо, – отметил отец Николай.

Говоря о значении клиросного пения, регент подчеркнул, что все мы являемся частью богослужения и все мы можем являться частью того клироса, который поет на богослужении, тем самым соединяясь единым духом молитвы:

– Самое главное – естественно стремиться к молитве во время богослужений. По поводу Пасхи, самое главное – Божественная литургия. К ней надо стремиться постоянно. Потому что если мы не будем причащаться Тела и Крови Христовых, то мы не будем приобретать именно того спасительного состояния, которое Господь нам всем даст, именно спасения Царства небесного и вечной жизни. Естественно, надо жить в Боге, чтобы Бог вместе с нами соединялся

Напомним, «Онлайн с уральским батюшкой» — это цикл видеовстреч с православными священниками, клириками Екатеринбургской митрополии. Онлайн проходит каждую пятницу в группе Екатеринбургской епархии «ВКонтакте»: vk.com/ekaterinburg_eparhia

Задача проекта — представление приходов и священников Екатеринбургской митрополии, духовные беседы с верующими в формате онлайн.

Заметки о предыдущих беседах с уральскими батюшками на самые актуальные темы вы можете посмотреть по ссылке: Онлайн с уральским батюшкой.

Видеозаписи бесед хранятся в группе Екатеринбургской епархии «ВКонтакте».

Действующие лица