О духовной сути праздника Благовещения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, деталях того события и его символике рассказал руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии иерей Даниил Рябинин.
— С праздником, дорогие братья и сестры! С Благовещением! Этот удивительный праздник, который имеет лишь один день предпразднствования и один день попразднствования из-за особенностей его расположения в пору Великого поста и в очень редких случаях Светлой седмицы, является началом нашего спасения.
Благую весть получила Мария от Бога через Архангела Гавриила, и основная Книга нашей веры: Евангелие – это тоже Благая весть.
Мы заходим в храм и на Царских вратах видим иконописное изображение этого события: Архангела Гавриила и Пресвятую Богородицу. Тем самым Церковь подчеркивает, что Благовещение – это дверь к таинствам нашего спасения и врата люби Божией к людям.
Богородица услышала небесные слова: «Радуйся Благодатная, Господь с Тобою» — и это приветствие и благословение перекрывает скорбные слова, которая услыхала праматерь Ева после грехопадения. Но подлинное чудо происходит тогда, когда Мария, выслушав Архангельское приветствие и слова о том, что надлежит Ей стать Матерью Всевышнего, ответствовала согласием: «Се раба Господня, да будет Мне по слову твоему». Святой XIV века праведный Николай Кавасила так комментирует это событие: «Воплощение было не только делом Отца, Его Силы и Его Духа, но также делом воли и веры Пресвятой Девы. Без согласия Непорочной, без содействия Её веры этот план остался бы неосуществлённым так же, как и без действия Самих трёх Лиц Божественной Троицы. Лишь после того, как Бог наставил и убедил Святую Деву, Он принимает Её в Матери и заимствует у Неё плоть, которую Она Ему с радостью предоставляет. Как Он воплотился добровольно, так же было Ему угодно, чтобы и Его Матерь родила Его свободно и по Своей доброй воле».
Наше церковное предание сопровождает обстоятельства Благовещения очень подробными деталями, которые облегчают понимание праздника. Во время встречи с Архангелом Богородица читает книгу пророка Исайи, как раз 7 главу, где есть слова: «Се, Дева во чреве примет и родит Сына». Церковь обращает наше внимание на глубочайшую связь события с обетованиями, которые получали страждущие люди в Ветхом Завете, сидящие во тьме и сени смертной.
Также, по преданию, Мария как выпускница Иерусалимского храма, где и воспитывалась с трех лет, вязала в это время из красной шерсти завесу для церковных врат. Некоторые свидетели говорят о той самой завесе, которая разодралась в Страстную пятницу. В аллегорическом контексте эта символика связана с пониманием, что Божья Матерь как в Своей Плоти ткет ткань Плоти Сына человеческого, предоставляя для Воплощения Свою Утробу. Этот момент отражен и в Великом каноне преподобного Андрея Критского 7 песни: «Как из цветного пурпура во чреве Твоем, Пречистая, соткалась мысленная порфира — плоть Эммануила».
Иконописная традиция вкладывает в руку Архангела Гавриила оливковую ветвь – как символ обретения жизни и известия, что потоп завершился. А в светлице, где Мария находится, изображаются белые лилии – символ чистоты и святости.
Первый известный храм в честь Благовещения известен с IV века – эта базилика, воздвигнутая на месте горницы, где совершилось Благовещение, святой Еленой, матерью Константина Великого.
У нас в России собор в честь Благовещения в ансамбле храмов Кремля был воздвигнут как домовой храм Великих князей, а затем и царей.
Это двунадесятый праздник, и даже во время Великого поста в его честь облегчаются постные труды, и на трапезе позволяется рыба, которую мы вообще Великим постом вкушаем лишь дважды.
Дорогие братья и сестры, не так много остается нам до окончания Великого поста. Я от всей души желаю вам дальнейшего духовного совершенствования, а в этот день особенно воплотить в своей жизни пожелание радости от того, что Господь всегда с нами!