По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

13 марта 2022

«Торжество православия совершается ежедневно в сердцах каждого из нас»: наставление в первую неделю Великого поста

Об историческом предшествии праздника Торжества православия и его духовном значении рассказал в традиционной рубрике «Великопостные беседы» руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии иерей Даниил Рябинин.

— С праздником, дорогие братья и сестры! С неделей Торжества православия, которое мы сегодня празднуем! Праздник возник в далеком 843 году, после фактической гражданской войны, вызванной вероучительными вопросами, которые касались самого главного богословского факта нашей жизни: воплотился Господь Бог или нет? Стало ли Слово Плотью и обитало ли с нами полное благодати и истины или нет? Реален ли был Сын Человеческий, Иисус Христос или нет? Все эти вопросы собрались в отношении к православной иконе, которая есть образ Того, Который и Сам вообразился. Настаивая на Ветхозаветном отношении Богоявления в нашем мире, что «Бога никто никогда не видел», противники святых икон опускали слова Священного Писания: «Сына Единородного Он – явил».

Иконоборчество, как и многие другие ереси, которые терзали Церковь не только интеллектуально, но и непосредственно, так как те времена, как, впрочем, и нынешние, отличались тем, что доставшуюся власть разные группы людей употребляли для искоренения инакомыслия, наказывая бывших единоверцев и граждан достаточно жестоко, вплоть до казней и убийств. Иконоборческая ересь продолжалась в виде государственного террора несколько десятков лет и лишь к 843 году была, наконец, преодолена, не только усилием богословской мысли, но, прежде всего, мученическим свидетельством сотен и сотен православных христиан, твердо державшихся истины Христовой.

Это историческая канва праздника, что же касается его духовного значения, то он, вобрав в себя догматическое изложение основ всей нашей веры православной, сам стал свидетельством чистоты учения и Правды Божией на Земле.

На Руси этот чин впервые был введен Феодосием Киево-Печерским и затем распространился по всей Русской Церкви.

Помимо догматических основ, в чине содержатся и анафематизмы – краткие определения, что те или иные ереси не имеют к Церкви Христовой никакого отношения, дабы верные никогда не заблуждались.

Само же торжество православия, дорогие братья и сестры, совершается не раз в году, а ежедневно, в сердцах каждого из нас. Сейчас Великим постом мы получаем огромную благодать и духовную силу, чтобы быть, а не казаться христианами. Люди, видящие нашу веру, а из веры происходящие наши дела и образ жизни, должны восклицать, как некогда это делали язычники: «Велик и славен христианский Бог!» И тогда это настоящее торжество православия. Когда наши соседи, родные, знакомые, будут объяты нашей заботливой молитвой о них, нашим смиренномудрием и милосердием. Когда в нашем сердце будет место вере, надежде и любви, а не злобе, жестокости и лицемерию. Вот такого Торжества православия я всем вам сегодня искренне желаю. Церковь – была есть и будет. Дай Бог нам всем быть в этой Церкви, быть православными христианами и сынами Всевышнего! С праздником, дорогие братья и сестры!

Действующие лица