О навыках духовной жизни, о которых спросит Господь на Страшном суде, и о том, как важно видеть в каждом человеке Христа, рассказал в неделю о Страшном суде в программе «Благая часть» на телеканале «Союз» протоиерей Евгений Попиченко, руководитель отдела социального служения Екатеринбургской епархии и духовник Православной службы милосердия.
— Сегодня – неделя о Страшном суде. Во всех храмах читается притча, иносказание, в котором Господь вкладывает то, чего нельзя рассказать в буквальном смысле.
Потому что — что такое Страшный суд и как он будет происходить? На нашем понятном языке, на наших примерах Господь рассказывает историю про судью, который сядет на престоле и разделит, отделит, как пастырь отделяет овец от козлов, и дальше суть: о чем каждый из нас будет спрошен. «Я был болен, ты Меня посетил. Я был голоден, ты Меня накормил. Я был наг, ты Меня одел. Я в тюрьме был, ты пришел ко Мне». То есть такие вопросы, которые касаются сути нашей души: что ты за человек, какой ты человек?
Люди иногда руками разводят: «Я вот не смог. У меня такой характер. Я вспыльчивый. Или невнимательный. Такой, каким меня воспитали». Но характер – это то, что меняется. Не меняется темперамент, а характер воспитывается. И есть такое понятие как навык. Навык – это устойчивая привычка. Боксер, например, для того, чтобы научиться реагировать, отточить, воспитать реакцию, он занимается регулярными многолетними упражнениями. Чтобы, когда удар идет, уклониться, чтобы вовремя среагировать, то есть поступить в каком-то смысле автоматически. То есть настолько навык уже приходит в твою природу, твой опыт, что ты, не задумываясь, просто видишь ситуацию и в ней ведешь себя так, как ты многократно упражнялся.
И то же самое Господь ожидает от нас на уровне навыков духовной жизни, то есть реакций на жизненные ситуации, когда мы встречаем человеческую слабость или человеческий гнев, раздражение или осуждение другого, когда кто-то при нас говорит или когда мы слышим просьбу. Евангелие – это инструкция. Это система координат, в которой человек при определенных упражнениях приобретает сердечные навыки, приобретает определенные тактико-технические характеристики, характер. И Господь об этих навыках и будет спрашивать: «Я был болен, ты ко Мне пришел?»
Очень важно, чтобы у человека, у христианина появилось это качество – предупредительность. Не просто ждать, когда у него попросят, хотя и здесь тоже важно – просящему у тебя дай, то есть эта реакция. Потому что обычно мы слышим: «Дай», и сразу так прижимаемся, начинаем рассуждать: «Пропьет», «А почему сам не может заработать?» Все время наше греховное начало — жадность или осуждение — вступает в конфликт с этой реакцией. А у христианина должна быть предупредительность – не ждать, пока тебя начнут просить, руки выворачивать, подойти первым: «А чем вам помочь?» Причем, не обязательно речь идет о материальной помощи. Потому что иногда важно с человеком просто поговорить, просто заметить его как человека.
Я уже рассказывал эту историю, когда я стал свидетелем, как бедный человек ехал на инвалидной коляске между машин, просил денег, и остановилась машина, окно открылось и просто рука подает 100 рублей и крепко пожимает этому бездомному, не очень симпатичному мужчине руку. И эти глаза, когда он смотрит не на 100 рублей, а на свою руку, которую крепко пожали, отнеслись как-то по-человечески. Может, ему уже десяток лет никто руку так не жал по-мужски. И это важно – отнестись по-человечески, по-христиански, увидеть в нем Христа. Потому что «то, что вы сделали одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне».
Но чтобы мы стали предупредительными, необходимо десятитысячными упражнениями оттачивать в себе эти навыки, привычки, чтобы в момент искушения, испытания, которые Господь нам посылает в виде встречного человека, в виде конфликтной ситуации, мы смогли, как боксер, найти самое оптимальное решение, которое уже вошло в нашу природу навыком, среагировать и сделать так, как написано в Евангелие. Помогай нам всем Господь.