О Суде Божием, который призван изменить нашу вечную судьбу с худшей на лучшую, рассказал в своем наставлении в неделю о Страшном Суде иерей Даниил Рябинин, руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, настоятель Благовещенского храма в Академическом районе Екатеринбурга.
«Когда придешь Ты, Боже, на землю со славою весь мир затрепещет; река огненная течет пред Престолом Суда, книги открываются и тайны объявляются. Тогда избавь меня от огня неугасимого и удостой меня стать справа от Тебя, Судия праведнейший».
Кондак праздника
— Вот и подошло третье подготовительное воскресенье перед Великим постом, которое именуется в церковной жизни неделей с Страшном суде. Несмотря на свое грозное название, для верующих этот день – день самой большой надежды. Ведь это Суд Праведного Судии, Который нелицеприятен и справедлив. Сколько раз в своей земной жизни мы встречаемся с несправедливостью, невозможностью найти правду и истину, с обидами и предательством, и совершенно не в силах повлиять на ситуацию. Мы возводим глаза к Небу и надеемся, что Божий суд когда-то расставит все по местам, и наши обидчики окажутся перед взором Того, от Кого нигде не скрыться и Кого не подкупить. Это одна сторона наших ожиданий. А вторая коренится в том, что это последний суд, уже после частного, через который проходит всякая душа, переступающая порог смерти. Если хотите, то для грешников, этот Суд – Суд Высшей инстанции, призванный молитвами Церкви и молитвами добрых людей, которые любили нас грешных при жизни и не оставили своей вечной памятью любви после смерти, изменить нашу вечную судьбу с худшей на лучшую, ибо для Бога свидетельство любви оказывается важнейшим свидетельством.
Мы не видим в Евангельском описании Суда церковного или человеческого предстательства, но мы видим, что Господь любое благодеяние или злодеяние, сотворенное нами другим людям, усваивает Самому Себе. Каждый судится по делам своим, которые мы сделали как бы для других, а оказывается – для Него! И если бы, дорогие братья и сестры, мы действительно жили бы с таким ощущением и таким воплощением веры в наши дела – вся Вселенная уже была бы христианской. На нас не просто смотрели бы с надеждой другие люди, они пребывали бы в полной уверенности, что если человек именуется христианином, то на него всегда можно положиться абсолютно во всем. Он и накормит, и оденет, и приютит, и навестит, и не оставит. И не было бы ни бедных, ни обездоленных, ни брошенных ни одиноких. А теперь оглянитесь вокруг: многие ли из тех, кто стоит сегодня в храме и слушает Евангельское чтение, так относятся к ближним и дальним своим? Не проходят ли они, не проходим ли мы ежедневно мимо Самого Христа и не упускаем ли свой шанс войти в Царство Небесное?
У нас впереди дни покаяния, дни перемены нашего ума и души. Братья! Надо меняться! Надо быть, а не называться христианином, и в этом – лучшее исполнение нашей миссии свидетельства о Христе!
Еще эта неделя называется Мясопустной, поскольку мы перестаем с понедельника употреблять в пищу мясо и мясные продукты до самой Пасхи, ради воздержания и нашей жертвы Богу в терпении и самоограничении. В Церкви нет гнушения и запрета на вкушение пищи животного происхождения как таковой, ибо все это благословил Господь человеку для пропитания. Но надо помнить два факта Священного писания: Каин отчего так легко убивает брата своего Авеля? Не только по зависти, хотя именно она движет им. У этого человека уже был навык убийства, навык лишения жизни – пусть не людей, а животных. Но большое всегда начинается с малого. А еще в Священном писании есть слова: «Блажен, иже скоты милует» (Притч. 12:10), и вот с этого блаженства мы и начинаем наши Великопостные подвиги.
С праздником, дорогие братья и сестры!