18 января 2022 года, в Навечерие Богоявления, Крещенский сочельник, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений совершил Крещенскую вечерню и Божественную литургию в Иоанно-Предтеченском архиерейском подворье города Екатеринбурга.
Его Высокопреосвященству сослужили: старший священник Иоанно-Предтеченского кафедрального собора Екатеринбурга иерей Павел Кононенко, клирики собора и духовенство Екатеринбургской епархии.
Песнопения Божественной литургии исполнили хор Иоанно-Предтеченского архиерейского подворья и регентского отделения Екатеринбургской духовной семинарии.
За богослужением были исполнены тропарь предпразднства «Возвращашеся иногда Иордан…» и кондак «Во струях днесь Иорданских…».
Со словом проповеди по запричастном стихе обратился к молящимся иерей Борис Калёнов. Пастыфрь поведал о духовном смысле Навечерия и событий Крещения Господня. Священник призвал к внимательному чтению Евангелия, повествующего о событиях Богоявления и последующему размышлению о том обещании, которое мы давали Господу во время Таинства Крещения. Батюшка пожелал всегда помнить, что Христос есть Источник воды живой.
– Чтобы вечная вода жизни всегда была в нашем сердце, в нашей душе. Дай Бог, чтобы этот источник никогда в нашем сердце не иссякал. Помощи Божией! – сказал отец Борис.
Причастие Святых Христовых Таин совершалось с двух чаш.
По окончании литургии владыка Евгений совершил Великое освящение воды – особый чин, во время которого воспоминается евангельского событие, ставшее освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти.
С исполнением тропаря: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…» архипастырь совершил три погружения Святого Креста в воду. После этого правящий архиерей, держа крест в левой руке, окропил крестообразно на четыре стороны.
По отпусте посреди храма был поставлен светильник, и около него священнослужители пропели тропарь «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…» и кондак праздника Богоявления: «Явился еси днесь вселенней».
Глава Екатеринбургской митрополии поздравил всех с праздником и отметил, что сегодня первый раз в нынешнем году было совершено Великое освящение воды, и вода стала великой святыней, по-гречески – «агиасмой». Архипастырь напомнил события, описанные в Евангелие, когда Христос, видя, что сердца людей, пришедших к Иоанну Предтече на Иордан, уготовились для принятия Его благодати, Он Сам входит в реку и смиренно принимает крещение.
– Внешне Иисус Христос принимает крещение Иоанна, но происходит обратное. Когда обычный человек входил в воду, то вода омывала и очищала его от нечистоты. А тут входит Творец неба и земли, Творец воды – в воду, и Иордан останавливает течение, как свидетельствует об этом Церковь, и Он не просто очищает, а освящает воду. Вода становится другой – из нетленной она становится животворной. И та вода, которую сегодня освятили в чаше, которую будем освящать сегодня и завтра в течение всего дня – это новая вода. Эта вода нетленная, это вода, которая изменила свои свойства. Вода, которая становится носительницей жизни, – сказал владыка.
Его Высокопреосвященство подчеркнул, что когда мы прибегаем ко Христу, то все освящается не только вокруг нас, но и внутри.
– Наше естество освящается пришествием Христовым, мы становимся новыми людьми. И что хочется пожелать в этот день? Как желали те современники Иоанна Крестителя – измениться. Они хотели стать новыми людьми. Предтеча к этому и призывал: «Покайтесь, то есть обновитесь, потому что Царство Божие к вам приблизилось». Христос сошел на землю. Эти люди, соприкасаясь со Христом, слушая его, становились новыми. Мы сегодня с вами должны услышать этот призыв и стать новыми людьми, освященными людьми, – призвал митрополит Евгений.
Правящий архиерей пожелал всем обновить в памяти «то, чему учил Господь: веровать в Него, любить Его и любить людей, которые рядом находятся, и стараться подражать тому образу жизни, который открыл нам Сам Господь».
Владыка также отметил, что начать можно прямо сегодня – когда все будут набирать воду, с любовью помочь рядом стоящим братьям и сестрам:
– Если мы это сделаем, то, значит, изменения в нас самих происходят. Когда мы окажемся дома, среди родных, домашних, и пройдет сегодняшний, завтрашний день, а мы сохраним эту доброту, значит, и мы тоже освятились. Если останемся такими, какие были вчера, значит, освящение прошло мимо нас. Естество освятилось, а мы не освятились. Мы воду пили, но изменений не произошло.
Митрополит Евгений пожелал всем освятиться не только от того, что выпьем святой воды или окунемся в иордань, а освятиться «той добротою, которую принес нам Христос».
Добавим, что Великое освящение воды в Навечерие и в самый праздник Православная Церковь совершает издревле, причем благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же. Последование великого освящения воды как в Навечерие, так и в самый праздник одно и то же.