Икона Нечаянная Радость – это чудотворная икона, изображающая Божью Матерь. Она особо почитаема в традиции Русской Православной Церкви. Иконография образа Божией Матери «Нечаянная Радость» основывается на повествовании о прощенном грешнике, которое приводит в своем творении «Руно орошенное» святитель Димитрий Ростовский.
Историю, связанную с обретением и написанием образа Божией Матери «Нечаянная радость», можно разделить на две части. Первая – это собственно явление Божией Матери и Богомладенца Христа некоему мужчине, которое описал святитель Димитрий Ростовский в XVII веке (1683 год). А вторая – это написание произошедшего чуда в иконографическом стиле.
Один мужчина был терзаем греховной страстью (возможно, страстью блуда) и никак не мог победить ее в себе. При этом он был человеком честным и, осознавая свою страсть, постоянно прибегал к иконе Божией Матери «Одигитрия» – плакал, просил прощения за свой образ жизни, за свою немощь, а также читал молитву архангела Гавриила: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою…».
Однажды, когда этот мужчина в очередной раз собирался идти на совершение греховного дела, он стал по обычаю молиться перед иконой Богородицы. В своей молитве он каялся за то, что не может удержаться от совершения греха, даже понимая, что он будет делать. В тот момент, когда он уже собирался уходить, на него внезапно напало смятение и трепет – мужчина увидел, что изображение Божией Матери на иконе обратилось ликом в его сторону.
В свою очередь, у Богомладенца Христа, изображенного по традиции вместе с Пречистой Своей Матерью, открылись язвы на руках, ногах, а также в боку. Из открывшихся ран, стала истекать кровь.
Пораженный явленным ему видением, мужчина упал на колени и вопросил у образа: «О, Госпожа, кто это сделал?» В ответ он услышал слова Божией Матери: «Ты и прочие грешники вновь распинаете грехами своими Моего Сына, как иудеи. Вы называете Меня милосердной. Зачем же вы оскорбляете Меня своими беззаконными делами?» В раскаянии мужчина стал умолять Богородицу: «О Владычица, пусть мои грехи не победят Твоей невыразимой благости. Ты единая надежда всем грешным. Умоли же о мне Сына Твоего и Бога нашего!»
По молитве мужчины Матерь Божия трижды обращалась к Своему Сыну – Господу Иисусу Христу с просьбой простить этого человека. Лишь только на третий раз Богомладенец ответил:
«Я исполняю Твою просьбу. Пусть совершится пожелание Твое. Ради Тебя отпускаются этому человеку его грехи. Пусть же он в знак прощения облобызает Мои язвы».
Раскаявшийся и прощенный Господом, мужчина поднялся с колен и, припав к иконе, поцеловал раны на теле Богомладенца Христа. После этого он испытал чувство духовной радости и облегчения. А в дальнейшем полностью изменил свою жизнь и очистился от терзавших его страстей. Именно эти искреннее раскаяние, внутреннее очищение и обретенная духовная радость и стали поводом для написания образа Божией Матери «Нечаянная радость».
Подробностей написания тех или иных образов Божией Матери «Нечаянная радость» до нас не дошло, однако некоторые из них впоследствии стали почитаться как чудотворные, так как по молитвам перед этими образами происходили исцеления от различных недугов.
По типу иконографии представленный образ Божией Матери относится к типу «Одигитрия» (в переводе с греческого – «Путеводительница»). Этот тип икон передает идею водительства Божией Матерью людей ко Христу. Именно молитва Пречистой Богородицы наиболее сильна перед Господом, и поэтому именно Она и ведет нас к Нему. К этому образу и обращается стоящий на коленях мужчина.
Характерной особенностью иконы, к которой обращается мужчина, является то, что и Божия Матерь, и Богомладенец обращены непосредственно к нему. С одной стороны, это отличает ее от классического изображения Богородицы «Одигитрия», где Матерь Божия склоняется над Младенцем Христом. С другой стороны, в этом отображено само чудо – обращение Богородицы и Сына Божия к молящемуся человеку.
Таким образом, икона представляет собой не только образ Божией Матери и Младенца Христа, но являет собой целую иконографическую композицию.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее «Нечаянная Радость», глас 4
Днесь вернии людие духовно торжествуем, прославляюще Заступницу усердную рода христианскаго и притекающе к пречистому Ея образу, взываем сице: о, Премилостивая Владычице Богородице, подаждь нам нечаянную радость, обремененным грехи и скорбьми многими, и избави нас от всякого зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Нечаянная Радость, глас 6
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твой бо есмы раби, да не постыдимся.
Молитва Божией Матери пред иконой Ее Нечаянная радость
О Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, града Москвы Покровительнице, всех сущих во гресех, скорбех, бедах и болезнех Верная Предстательнице и Заступнице! Приими молебное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, Тебе возносимое, и якоже древле грешника, на всяк день многажды пред честною иконою Твоею молившагося, не презрела еси, но даровала еси нечаянную радость ему и преклонила еси Сына Твоего многим и усердным к Нему ходатайством ко прощению сего грешнаго и заблуждшаго, тако и ныне не презри моления нас, недостойных рабов Твоих, и умоли Сына Твоего и Бога нашего, да и всем нам, с верою и умилением покланяющимся пред цельбоносным образом Твоим, дарует нечаянную по коегождо потребе радость: грешником, погрязшим во глубине зол и страстей, — вседейственное вразумление, покаяние и спасение; сущим в скорбех и печалех — утешение; обретающимся в бедах и озлоблениих — совершенное сих избытие; малодушным и ненадежным — надежду и терпение; в радости и изобилии живущим — непрестанное Благодетелю благодарение; бедствующим — милосердие; сущим в болезни и долгонедужии и оставленным врачами — нечаемое исцеление и укрепление; иждившим от недуга ум — ума возвращение и обновление; отходящим в вечную и нескончаемую жизнь — память смертную, умиление и сокрушение о гресех, дух бодр и твердую на милосердие Судии надежду. О Госпоже Пресвятая! Умилосердися ко всем, чтущим всечестное имя Твое, и всем яви всемощный покров Твой и заступление; во благочестии, чистоте и честнем жительстве пребывающия до последняго их скончания во благости соблюди; злыя благи сотвори; заблуждшия на путь правый настави; всякому делу благому и Сыну Твоему угодному споспешествуй; всякое дело злое и богопротивное разруши; в недоумении и трудных и опасных обстояниих обретающимся незримую помощь и вразумление с Небесе низпосли; от искушений, соблазнов и погибели спаси; от злых человек и от врагов видимых и невидимых защити и сохрани; плавающим сплавай; путешествующим спутешествуй; сущим в нужде и гладе буди Питательница; неимущим крова и пристанища буди покров и прибежище; нагим подаждь одеяние; обидимым и неправедно гонимым — заступление; клевету, поношение и хуление терпящия незримо оправдай; клеветники и хулители пред всеми обличи; ожесточенно враждующим нечаемое подаждь примирение, и всем нам друг ко другу любовь, мир и благочестие и здравие с долгоденствием. Супружества в любви и единомыслии сохрани; супруги, во вражде и разделении сущия, умири, соедини я друг ко другу и положи им союз любве неразрушимый; матерем, дети родящим, скорое подаждь разрешение; младенцы воспитай; юныя уцеломудри, отверзи им ум к восприятию всякаго полезнаго учения, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави; от домашней брани и вражды единокровных миром и любовию огради. Безматерних сирот буди Матерь, от всякаго порока и скверны отврати я и всему благому и Богоугодному научи, прельщенныя же и во грех и нечистоту падшия, скверну греха отъявши, из бездны погибели изведи. Вдов буди Утешительница и Помощница, старости буди жезл, от внезапныя смерти без покаяния всех нас избави, и всем нам христианскую кончину живота нашего, безболезненну, непостыдну, мирну и добрый ответ на страшнем Судищи Христове даруй. Преставльшияся в вере и покаянии от жития сего со Ангелы и всеми святыми жити сотвори, скончавшимся внезапною смертию милостива быти Сына Твоего умоли, и о всех усопших, иже не имут сродников, о упокоении их Сына Твоего умоляющих, Сама буди непрестанная и теплая Молитвенница и Ходатаица, да вси на Небеси и на земли ведят Тя, яко твердую и непостыдную Предстательницу рода христианскаго, и, ведуще, славят Тя и Тобою Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.