О примере, который нам явил святой благоверный князь Александр Невский – как жить в мире, быть христианином и являть собой Евангелие по отношению к близким, рассказал в своем слове проповеди за Божественной литургией в день памяти благоверного князя Александра Невского иерей Михаил Северин.
Напомним, архиерейское богослужение было совершено 6 декабря в Александро-Невском Ново-Тихвинском женском монастыре. Его совершили митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений и епископ Макаровский Гедеон, викарий Киевской епархии.
– В эти дни, когда мы возносим молитвы ко Пресвятой Владычице нашей Пресвятой Богородицы, которая является матерью каждого христианина и особой покровительнице этой обители, промыслом Божьим мы празднуем память другого покровителя этого монастыря – святого благоверного князя Александра Невского. Этот князь, которой нашей историей воспринимается как великий государственный деятель, как воин, как тот, кто защитил наши западные границы от нашествия немцев, шведов. Но зачастую мы даже в нашем верующем сознании забываем о главном подвиге, подвиге его жизни – его жизни во Христе.
Многие люди, когда слышат имя святого благоверного Александра Невского, воспринимают именно как великого государственного деятеля. Многие даже удивляются, что он прославлен во святых, когда заходят, например, в наш храм и видят иконы его. Но для других, кто знаком с его житием, кто вникает в глубину его жизни, открывается совсем другой образ, другое назидание для каждого из нас.
Я напомню, что еще совсем молодым, в возрасте 20 лет он уже был светочем земли русской, потому то он уже победил, была победа и на Неве, и на Чудском озере уже чуть позже, два года спустя. И этот молодой князь, укреплял людей своим горением, своими победами. Русь была под игом татар, которое было тяжелым, трудноносимым для людей. И этот образ победы открывал людям надежду на будущее,
Мы видим, что к нему благоволили и западные представители Римкого престола. Легаты Папы Римского предлагали ему корону, быть признанным среди других императоров Европы. Но Александр Невский понимал, что за это будет великая цена, за это будет цена веры, веры православной. И поэтому дальнейшая его жизнь зачастую не понимается и многими нашими современниками, и тем более в то время не понималась – почему это молодой, сильный, отважный мудрый князь вдруг отказывается от помощи запада. И этот князь едет на поклон в Орду и воспринимается многими своими соплеменниками многими как предатель.
И это духовный подвиг – он на самом деле был не виден. Мы не знаем, мы можем только догадываться, что творилось в душе святого благоверного князя Александра, когда он стоял на коленях и просил Батыя о том, чтобы тот не обкладывал дополнительной данью Русь, чтобы пощадил простых людей, чтобы они могли жить. И в то же время мы слышим и упреки о том, что, дескать, он не поднял меч. А мы знаем, что для князя, особенно в те времена, было бы гораздо почетнее погибнуть на поле брани, защищая свою землю. Но это не происходит, происходит брань другая, как мы сказали бы сейчас, дипломатическая. Но на самом деле это брань духовная, когда человек, обладающий всеми земными возможностями и на кого возлагают большие надежды, смиряется и просит о том, чтобы не было только бы хуже.
И вот этот духовный подвиг, который мы не видим и не понимаем, зачастую и ускользает от нашего взгляда. Тот пример смирения, тот пример жизни, когда вера, когда Христос становится центром нашего бытия. И этот момент – он очень важный, потому что для многих история это как некая цепь событий, где выделяются те или иные личности, которые могут повлиять на этот ход событий. Но в церковном сознании, в церковном понимании история – это не просто цепь событий, это продолжение Евангелия, т.е. как Евангелие разворачивается, как оно живет дальше, после того как Христос вознесся, как его последователи, как христиане это Евангелие продолжают в жизни.
И это важный момент для христиан, когда мы, казалось бы, уходим в свою жизнь, заняты какими-то своими житейскими проблемами, думаем, что вот мы сейчас что-то сделаем важное, остальное отложим на потом. Когда мы думаем, что послужим Богу каким-то другим образом – мы как бы не проживаем истинную жизнь, мы как бы пишем такой духовный черновик. А на самом деле просто прожигаем жизнь таким вот мирским образом, не принося Господу самого главного – наших духовных плодов.
И святой благоверный князь Александр Невский как раз явил пример того, как Евангелие должно жить в нашей жизни, как оно может развернуться. И этот разворот Евангелия как раз и заключается в том, чтобы каждый мог выйти за свое я, победить свое эго и подумать о своем ближнем, подумать о Церкви, подумать о Христе и через это и остаться, и записать эти Евангельские страницы, которые согревали бы наших близких и оставляли молитвенную память о нас.
В эти дни, когда мы празднуем и память святой Богородицы, и память Александра Невского, будем назидаться и смирением Богородицы, и мудростью ее тихой жизни, и в то же время назидаться от важной и тоже мудрой и смиренной жизни святого благоверного князя Александра Невского, который явил нам пример, как нам жить в мире, как нам являть христианскую сущность, как нам являть Евангелие по отношению к близким. И через это мы можем сказать, что, действительно, Александр Невский, когда он жил, он не думал о себе, а думал лишь о том, чтобы Церковь, чтобы Христос остались после него, после продолжалась истинная вера. И вот эта его мысль недумания о себе как раз и сохранила в нашей памяти о нем именно как о человеке, который показал пример и святость жизни во Христе и с Богом нашим. Аминь.