По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

3 ноября 2021

«Звать священника к умирающему – значит опоздать»: иерей Георгий Кабанов об оказании духовной помощи тяжелобольным

Если в семье кто-то готовится перейти в жизнь вечную, то родным и близким предстоит решить много разных вопросов, в том числе и самые важные: как подготовить человека к уходу, как поддержать его? Как позвать священника, чтобы напутствовать умирающего? Как подготовить его к исповеди? И как при этом не напугать человека?

Об этом Православной службе милосердия Екатеринбургской епархии рассказал священник, регулярно выезжающий к таким тяжелобольным и умирающим людям – иерей Георгий Кабанов, клирик храма Владимирской иконы Божией Матери на Семи Ключах города Екатеринбурга.

– В 20 веке сложился ложный стереотип, что священника зовут только тогда, когда человек уже умирает. Поэтому сегодня люди, не знающие сути веры, оттягивают до последнего не только приглашение священника, но и разговор на эту тему с тяжелобольным родственником. Они боятся это делать, не знают, с чего начать, думают, что напугают или расстроят умирающего.

А на самом деле звать к умирающему – значит опоздать. Ведь священник приходит не для того, чтобы провести какой-то магический ритуал или прочитать молитвы. Он приходит, чтобы совершить таинства, а это требует осознанности, душевных и физических сил. Христиане всю жизнь готовятся к встрече со Христом, к переходу в вечность и к личному ответу перед Богом за все содеянное. Они ходят в храм, слышат Евангелие, учатся каяться и молиться, готовятся к причастию и подходят ко Святой Чаше. А в случае с умирающим такой возможности нет, потому что у него нет ни времени, ни сил. Но все равно родственники должны сделать все, от них зависящее.

Что и как нужно сделать?

Не молчите. Даже если родственник еще в силах, надо периодически говорить с ним о важности примирения со Христом в таинстве покаяния и соединении с Ним в причастии. Если близкий не крещен, то нужно поинтересоваться, хочет ли он это сделать, рассказав ему о смысле этого таинства.

Недавно один прихожанин рассказал мне о своей бабушке, которой уже под 90 лет, но она бодра, активно гуляет, читает, даже футбол любит смотреть. Это все очень хорошо, но о вечности она не думает, несмотря на то, что крещеная и считает себя верующей. Не думает, потому что мысли нет зайти в храм или подготовиться к исповеди. Господь дает этой бабушке жизнь, дает силы и разум и ждет ее, а она включает футбол. Можно ли говорить с ней о том, что жизнь не вечна? Можно и нужно.

Как это делать? По-разному, в зависимости от ситуации. Ведь даже Христос, как мы видим из Евангелия, в одних случаях говорил очень категорично, в других был мягок. Он, как педагог, чувствующий возможности понимания у своих собеседников, находил нужные слова. Так или иначе, и мы должны пытаться достучаться до человека. Не надо быть патологически навязчивым, но надо быть последовательным и настойчивым.

Спросите близкого: верит ли он в Бога, крещеный или некрещеный, исповедовался ли когда-нибудь, причащался, понимает ли, что это такое, хочет ли он покаяться в грехах, не укоряет ли его в чем-либо совесть. Спросите, верует ли он в вечную жизнь, во Христа как в Бога и Спасителя? Священник также задаст эти вопросы, если он не знаком с человеком, как с прихожанином.

Не нужно говорить о смерти и запугивать адскими муками. Можно эту же мысль донести по-другому, сказав, что всех нас ожидает вечность. Но вечность может быть блаженная, а может быть страдательная. И уже сейчас нужно позаботиться о своей душе и примириться со Христом. Думаю, что эти простые слова поймет и ребенок, и пожилой человек.

Помогите, если просят. Если человек хочет позвать священника и просит вас помочь ему подготовиться к исповеди, можно просто назвать грехи, перечислив заповеди Спасителя или основные человеческие страсти, спрашивая. «Вспомни, было это или не было. Если было, то скажи, и мы запишем на бумажку, или запомни, чтобы потом рассказать батюшке». Такая помощь не вызывает противления или недовольства.

Если вы теряетесь и не знаете, как и что говорить – предложите пригласить священника. Так и скажите: «Хочешь, мы пригласим батюшку? Он поможет, ответит на твои вопросы, если они есть. Вместе помолимся, чтобы Бог тебя укрепил, дал сил». Опыт показывает, что предугадать, как отреагирует человек, мы не всегда можем. Иногда близкие сомневаются: «Ой, да он никогда и в храм не ходил, а я тут буду священника ему предлагать», – а человек вдруг быстро соглашается. Однажды меня пригласили к такой бабулечке. Родственники сомневались, а когда я вошел, она сказала: «Миленький, как же я тебя ждала!».

Чтобы пригласить священника придите или позвоните в храм (ближайший или тот, в который ходите вы сами) и оставьте заявку у сотрудника церковной лавки. Сотрудник в ближайшее время передаст вашу заявку батюшке, и тот вам перезвонит. Или позвоните диспетчеру Православной службы милосердия по телефону: 200-07-04. Обязательно сообщите, если ситуация критическая и человек уже при смерти!

Не теряйте время! Этот момент настолько важен, что церковный устав предписывает священнику остановить службу, если он служит один, а его вызывают к умирающему. Не откладывайте это дело, ведь можно и опоздать. Был случай, когда меня позвали к тяжелобольной женщине, за которой ухаживал сын. Мы с другим священником были готовы выехать на адрес в тот же день, но сын сказал, что состояние у мамы не критическое, а у него сегодня работа. Предложил встретиться через несколько дней, когда у него будет выходной, назначил конкретное время. Когда я выезжал из храма со Святыми Дарами, он позвонил и сказал, что мама умерла. Всегда жалко людей, которые не дождались причастия, хотя в этом тоже есть определенный промысел Божий.

Помните! Если человек уже без сознания, то совершение таинств невозможно. Если сказать просто, Таинство – это когда Бог приходит, чтобы изменить человека по его приглашению. То есть человек должен захотеть и быть в сознании, когда Таинство совершается. Священник не может крестить человека, который уже не реагирует на происходящее, никак не отвечает (хотя бы опусканием ресниц «да-нет»). Невозможно исповедать того, кто не может назвать свои грехи (пусть даже те немногие, что он может вспомнить).

Будьте готовы смириться. Конечно, чаще человек, отчасти смирившийся под тяжестью болезни, с радостью встречает священника, принесшего ему Святые Дары. На вопросы о вере они отвечают утвердительно, пытаются вспомнить грехи и так далее. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что умирающих, «если они причастятся Тайн с чистой совестью, при последнем дыхании окружают ангелы и препровождают их отсюда (на небо) ради принятых ими Тайн». Всем нам, христианам, нужно делать всё необходимое, чтобы наши ближние перед смертью сподоблялись Святого Причащения.

Но бывает, что умирающий согласился на приход священника под напором родных, а потом «дает задний ход». Недавно посещал умирающую бабушку. У нее были сильные боли, из-за которых она то понимала, то не понимала, о чем я ее спрашиваю. На вопрос верует ли она, она ответила «то верю, то не верю». Она в принципе признавала, что все люди грешны, но когда я называл самые распространенные грехи, она их отрицала и вообще недоумевала: «не знаю, в чем грешна и в чем каяться». А когда я ей рассказал о причастии и спросил, хочет ли она причаститься, она ответила: «Нет… Не знаю… Наверное, нет». Наверное, можно было бы ее уговаривать, но насильно к Богу не приведешь и в Царство небесное не затащишь. Это ее решение, ее выбор, с которым нам пришлось смириться. Через некоторое время она вновь забылась от боли, а к вечеру умерла.

Людям, которые прожили жизнь вне Церкви, все же не на что опереться в последние дни жизни. Христианин ходит в храм, видит других верующих людей, может попросить их о молитвенной поддержке, слышать проповедь, советоваться – все это поддержит его в минуты сомнений и в последние часы жизни. Преподобный Никодим Святогорец в книге «Невидимая брань» описывает четыре предсмертных испытания, которые проходит человек. И первое испытание – это сомнения, колебания веры. Поэтому христианское напутствие и поддержка священника помогает отойти в мир иной со спокойной душой и очищенной совестью. Родственники больного должны помнить, что последними днями и часами жизни умирающего также определяется его загробная участь: в чем застал Господь человека, в том и будет судить.

Окажите духовную помощь вовремя, а не в последний момент. Не лишайте ваших близких возможности достойно подготовиться к переходу в иную жизнь!

Действующие лица