Сохранение памяти о невинно убиенных и умученных жертвах политических репрессий — одно из важных направлений деятельности Музея святой Царской семьи Культурно-просветительского центра «Царский». Об этом в интервью нашему корреспонденту рассказали представители музея.
Руководитель музея Татьяна Сергеевна Романюк отмечает, что тема сохранения памяти о людях, пострадавших в советские годы за свои убеждения, за свою веру, не теряет своей актуальности, а, наоборот, становится все более востребованной в нашем обществе.
— И даже мы в музее, наблюдая то, с какими вопросами к нам обращаются посетители, можем отметить, что эта проблема и память об этих событиях очень популярны в обществе. К этой теме все чаще и чаще обращаются. Мы это видим через то, как люди взаимодействуют и в социальных сетях, и в том, как создаются целые сайты и ресурсы, где люди обмениваются информацией о своих предках, пострадавших за свои убеждения или, например, за то, что они были состоятельными зажиточными крестьянами, либо за свои религиозные воззрения.
Татьяна Сергеевна поведала, почему эта тема является одной из главных в Музее святой Царской семьи.
— С захватом власти большевиками Царская семья, можно сказать, одной из первых пострадала от политических репрессий, пройдя весь путь от ограничения свободы вплоть до заключения и убийства за их убеждения, за их веру, за их социальный статус, — отметила руководитель музея. — Что очень важно сказать про репрессии в отношении Царской семьи и убийство Царской семьи? Мы прекрасно знаем, что даже в условиях военного времени применение высшей меры наказания возможно только после судебного разбирательства — судебного следствия, вынесения приговора. И мы прекрасно знаем, что нет ни одного документа, ни одного сведения, ни одного свидетельства о том, что над Царской семьей проводился какой-то суд или какое-то следствие, о том, что им был вынесен какой-то приговор, следствием которого было их убийство.
Никаких свидетельств об этом нет и не существует. И то, как приводилось в исполнение убийство — ночью, там, где никто не видит, там, где никто не слышит, конечно, является таким вот ярчайшим примером абсолютной безнаказанности самой власти. Абсолютного пренебрежения законами даже военного времени.
И то, как Царская семья вынесла и ограничение свободы, и заточение, и то, как стойко она приняла на себя свой мученический подвиг, конечно, это является примером для нас для всех.
Это должно остаться в памяти народа, вдохновлять людей на сохранение памяти, в первую очередь, о Царской семье и о людях, которые впоследствии приняли точно такую же мученическую кончину.
Татьяна Сергеевна поведала о том, как в музее сохраняются предметы, непосредственно свидетельствующие об этой трагедии — это фрагменты, найденные во время следствия Соколова, части дома Ипатьевых, личные вещи, принадлежавшие Царской семье. А также вещи, предметы, которые являлись свидетелями Алапаевской трагедии, где также не проводилось никакого суда и следствия.
Руководитель музея отметила, что первые десятилетия советской власти были «временем очень тяжелого, напряженного противостояния и, можно сказать, борьбы за существование, за выживание Русской Православной Церкви». Огромное количество людей как духовенства, так и мирян пострадало за свои политические и религиозные убеждения.
— В первые годы советской власти было организовано две крупных политических кампании по дискредитации Церкви. Это кампания по изъятию церковных ценностей и кампания по изъятию мощей. Помимо того, что происходило осквернение святынь, помимо того, что шло разграбление храмов, обе эти кампании продемонстрировали то, как люди, непосредственно духовенство и миряне, относились к этой кампании.
Например, события в Шуе во время изъятия церковных ценностей, когда люди выступили против вмешательства со стороны власти и пострадали за свои убеждения, за свою защиту Церкви, в том числе были репрессированы, к нескольким из них была применена высшая мера наказания.
Все те люди, кого в наше время причислили к лику святых, признав новомучениками, в большинстве своем отстаивали в первую очередь свою веру. А политические убеждения очень часто были формальным клеветническим обвинением. Как, например, в Верхотурье, когда сестры Свято-Покровского монастыря в начале 30-х годов вместе с духовенством мужского монастыря были обвинены в контрреволюционной деятельности — они проходили по делу под названием «Историческая гниль». Многие из них пострадали, в том числе попали в лагеря, только за то, что были монахинями и не отказались от своей веры.
— В музее мы помимо нашей основной экспозиции, посвящённой сохранению памяти о святой Царской семье, об алапаевских мучениках, занимаемся и просветительской деятельностью, рассказывая о новомучениках нашей Церкви, как прославленных в лике святых, так и не прославленных по тем или иным причинам, но претерпевших до конца.
Что для нас очень важно, все эти люди для нас должны служить и оставаться духовным, моральным, нравственным ориентиром нашей жизни, — подчеркнула Татьяна Сергеевна.
Просветительскую деятельность по сохранению памяти новомучеников в Музее святой Царской семьи ведут в разных форматах: стационарные и передвижные выставки, лекции и экскурсии, книгоиздание.
Научный сотрудник Музея святой Царской семьи Культурно-просветительского центра «Царский» Валентина Фридриховна Кернер рассказала о работе над уникальным проектом «Дивен Бог во святых Своих» — по созданию серии брошюр о новомучениках Екатеринбургской митрополии.
Проект реализуется с 2016 года. За основу были взяты материалы издания «Жития святых Екатеринбургской епархии», вышедшего в свет в 2008 году. Тексты и фотоматериалы для этой книги были подготовлены комиссией по канонизации святых Екатеринбургской епархии.
На основании этого объемного, почти 800-страничного труда было решено издать серию брошюр по каждому из новомучеников. Тем более, что за прошедшие с момента выхода годы, историки и краеведы добыли множество новой информации.
— У нас возникла такая мысль — делать по нашим новомученикам отдельные брошюры. Всего у нас новомучеников 70, мы не взяли святую Царскую семью и великую княгиню Елисавету Федоровну, потому что по ним очень много материалов, книг издано. Мы взяли только наших новомучеников и исповедников, священников, дьяконов. И еще среди наших брошюр есть выпуски, посвященные страстотерпцу Евгению Боткину и преподобномученице Варваре (Яковлевой), которая сопровождала великую княгиню в Алапаевск и вместе с ней мучительно погибла, — рассказала Валентина Федоровна.
Серия брошюр написана обыкновенным языком, который понятен не только воцерковленным людям, но и тем, кто к Церкви особого отношения не имеет, но интересуется историей своего села, своего города и того святого, под Небесным покровительством которого они пребывают.
В буклетах-брошюрах авторы раскрывают жизнеописание священномучеников, новомучеников и исповедников от момента их рождения и до мучительной смерти. Каждый текст дополнен фотографиями святого, их родственников, храмов и монастырей, в которых они служили. Показаны места гибели и материалы архивно-следственных дел и иных архивных документов, иконы святых.
В качестве свидетельства сохранения памяти о святых авторы предоставили и отразили информацию о появлении поклонных крестов и памятных плит на месте гибели или захоронения святого мученика, а также приводятся сведения о наличии его мощей. Также присутствует информация о судьбе храмов в Советской России, в которых служили святые Екатеринбургской епархии.
— Многие новомученики и исповедники прожили очень длинную жизнь, многим из них было за 60 и даже за 70 лет, и они служили во многих приходах Екатеринбургской епархии, переходили из храма в храм. Некоторые служили по 20 лет в одном и том же храме, заслужили большую любовь своих прихожан. И вот те храмы, в которых наши новомуечники служили, мы попытались проследить их судьбу. Некоторые храмы полностью восстановлены. Вот, например, в Верхней Салде храм Иоанно-Богословский, он был взорван, от него ничего не осталось, но его восстановили полностью по старым чертежам. Некоторые храмы, к сожалению, до сих пор к ним не притрагивались руки. Некоторые храмы расчищены просто от мусора и приготовлены к реконструкции. Но, будем надеяться, с каждым годом все больше и больше храмов будут обретать свою новую жизнь, — поведала Валентина Фридриховна. — И мы будем надеяться, что все храмы, которые были освящены нашими новомучениками и исповедниками, будут восстановлены, и люди получат возможность молиться перед иконами святых и в некоторых случаях даже перед мощами.
Валентина Фридриховна рассказала и о судьбе мощей новомучеников, обретенных в недавние времена:
— Известно, что мощи некоторых новомучеников и исповедников были обнаружены и сейчас покоятся в тех храмах, в которых они служили. Это мощи священномученика Константина Богоявленского, мощи Аркадия Гаряева, мощи Каслинских новомучеников и мощи Красноуфимских новомучеников. И в 2018 году были найдены мощи священномученика Александра Андрианова. И они тоже сейчас находятся в Трехсвятительском храме Нижней Туры, т.е. там, где он служил последние годы и откуда его увезли и потом он мучительно был убит.
Подготовка и издание буклетов, посвященных священнослужителям и монашествующим Екатеринбургской митрополии, проводится совместно с государственными архивами нашей области по благословению правящего архиерея.
Руководителями проекта являются кандидат исторических наук Наталья Михайловна Прошина и заведующая Музеем святой Царской семьи Татьяна Сергеевна Романюк. Написанием текстов и подготовкой фотоматериалов занимается научный сотрудник Музея святой Царской семьи Валентина Фридриховна Кернер. Подбор архивных документов — заместитель директора по науке ГАСО Ирина Викторовна Иванова.
В рамках проекта также проводятся ежегодные выставки, посвящённые новомученикам и исповедникам Екатеринбургской митрополии, в выставочной галерее Храма на Крови.
Список священномучеников, новомучеников и исповедников, о житии которых рассказано в буклетах, представлен на сайте Культурно-просветительского центра «Царский» и на сайте Екатеринбургской епархии.
Данный проект, отмечают авторы, является откликом на постановление Архиерейского Собора от 2 февраля 2011 года «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших» и благословение на эту работу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 3 марта 2016 года.