Об Иверской иконе Божией Матери и о том, какие условия нужно соблюдать, чтобы быть под Ее покровом, защитой, рассказал в своем слове проповеди за архиерейской Божественной литургией в Храме на Крови протоиерей Андрей Канев, помощник начальника отделения по работе с верующими военнослужащими Центрального военного округа, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери на Семи Ключах Екатеринбурга. Напомним, богослужение было совершено 26 октября, в праздник Иверской иконы Божией Матери. Литургию возглавил митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений.
– Сегодня мы почитаем одну из икон Пресвятой Богородицы, которая называется «Иверская». Она имеет очень интересную поучительную историю. Глядя на этот образ, мы можем увидеть, что светлый лик Божией Матери имеет кровоточащую рану – откуда это появилось?
Это появилось в IX веке в Византии. Что такое IX век, братья и сестры? Это время, когда христианство уже расцвело, когда уже нет гонений, нет языческих императоров, никто не гонит за веру, расцветают храмы, строятся монастыри, все благополучно. Уже прошли Вселенские соборы, отделавшие ересь от истины. Все, казалось бы, благополучно. Но мы живем в несовершенном мире, и в Византии появляется ересь иконоборчества. Удивительно, как бывает хитер враг, что христианам успокоившимся, уже ставшими довольными своей жизнью, потихоньку начинают вкладывать ложь в умы людей. И, казалось бы, уже в благополучное время появляется та ересь, которая охватывает как лесной пожар, поглощает целые гектары леса, распространяется со страшной силой – также эта ересь стала распространяться по Византии. И более того, жертвами этой ереси стали не простые какие-то малоазийские суеверные крестьяне, а даже император, и даже Константинопольский Патриарх.
Какая была идея: будто бы православные христиане поклоняются, почитают иконы и при этом будто бы поклоняются каким-то идолам. И это обличение, казалось бы, борьба как будто бы за правду. А на самом деле вся эта идея были еретической, ложной. Она стала распространяться по Византии, и стали уничтожаться иконы, стали гнаться исповедники, христиане православные, которые защищали иконописание.
Но суть этой самой ереси была в том, что иконоборцы боролись не с изображением, не с красками и не с доской, на которой изображен образ. А самой основой этой ереси было то, что люди стали криво верить во Христа, Спасителя, основываясь на цитате, на фразе из Священного Писания, что Бога никто не видел никогда, значит, и нельзя изображать Христа.
Ну, все правильно, эта фраза правильная, но она имеет свое продолжение: «Но Сына единородного Он явил». Да, и мы с вами знаем и исповедуем, что Господь наш Иисус Христос – истинный Бог, который стал истинным человеком. Значит, если он был среди людей, ходил среди людей, значит, можно его изображать? Можно. И мы, почитая иконы, поклоняемся первообразу. Но ересь эта распространилась в IX веке, и стали уничтожаться иконы. И одна благочестивая женщина в городе Никее имела икону, которую мы сейчас называем Иверской. Пришли гонители и стали уничтожать иконы, образы. И один из воинов не побоялся Бога и ткнул оружием лик Пресвятой Богородицы. Отсюда и появилась эта самая рана лице Пресвятой Владычицы, и потекла кровь, самая настоящая кровь. Та женщина, которая хранила эту икону, пораженная этим чудом, решила спасти эту святыню. Но как может спасти святыню простая женщина, когда вокруг вооруженные люди? Она с молитвой, с надеждой, с верой к Господу, с надеждой на Пресвятую Богородицу опускает эту икону в море и доверяет эту святыню Богу.
Церковное предание сохранило такой интересный момент, что сын этой самой женщины, пораженный тоже этим самым чудом, уходит на Афон и становится афонским монахом, и рассказывает афонитам, что произошло такое чудо, что он был свидетелем, как из лика Пресвятой Богородицы текла самая настоящая кровь. И достаточное долгое время об этой иконе никто не слышал и ее никто не видел. И однажды афонские монахи увидели в море столб света. Конечно, такие чудеса, такие особые явления привлекают сердца людей. Начали интересоваться, что такое, выплывать. И увидели, что это оказывается в море плавает икона Пресвятой Богородицы, которая источает вот этот столб света.
Монахи долго молились, чтобы получить эту святыню. И один грузинский монах, живший на Афоне, принес ее в монастырь, который назывался Иверским. Иверия – это древнее название Грузии. Это был грузинский монастырь, сейчас он, конечно, уже греческий, но сохранил свое историческое название.
И что дальше произошло, братья и сестры, чем поучительна эта история? Монахи, получив эту святыню, вспомнив предание, увидев рану на лике Пресвятой Богородицы, поняли, то это та самая чудотворная икона, и как великую святыню они ее принесли в храм на самое почетное место. Служились молитвы, были богослужения. Наутро приходят – святыни нет. Где она? Ищут, потеряли святыню. Так долго ее ждали, так обретали с трудом и потеряли. Но нашли ее на вратах монастыря. Ну, как мы, бывает, люди, с первого раза же не все понимаем, правда? Сняли икону, снова поместили, снова богослужения, снова молитвы, снова призыв к Пресвятой Богородицы, и снова повторяется также самая история. Приходят наутро монахи – опять на почетном месте святыни нет, она находится над вратами. Ну, как вы думаете, что произошло дальше? Люди еще раз попробовали, да – ну, нам нужно убедиться окончательно. И тогда Пресвятая Богородица является одному из подвижников и говорит: «Перестаньте меня искушать. Перестаньте нарушать мою волю. Я хочу, чтобы моя икона была над вратами. Вы хотите ее защищать, а я хочу вас защищать». Представляете? Пресвятая Богородица говорит: «Я вас буду защищать». И с тех пор эта икона находится над вратами.
Совершалось множество чудес на Афоне, когда люди прибегали к этой святыне, молились Пресвятой Богородице, получали и исцеление, и помощь. И действительно Пресвятая Богородица защитила Афон, были труднейшие времена, когда турецкие войска захватывали Грецию и Афон, в том числе. Но, тем не менее, все равно монашеская жизнь сохранилась, святыни сохранились, и эта святыне, в том числе тоже.
Так вот, дорогие братья и сестры, в чем поучительность этой истории? Пресвятая Богородица сказала: «Я вас буду защищать», но при одном условии, вернее при двух. Она сказала монахам, но к нам это тоже относится: «Если вы бедуете сохранять истинную веру в Господа Иисуса Христа и если вы будете сохранять христианское благочестие». Еще раз скажу, братья и сестры, что это относится ко всем нам. Это не только история давних времен, давних столетий. Если мы хотим, чтобы мы тоже были под покровом, под защитой Пресвятой Богородицы, мы тоже должны сохранять эти самые условия: правильно сохранять веру в Господа Иисуса Христа и сохранять христианское благочестие и понятие о добре и зле, о грехе и добродетели. По-другому невозможно быть под ее покровом.
Это очень важно особенно в наше время, братья и сестры, когда мы видим, что и горячие точки у нас есть не так далеко от нашей страны. Но самая страшная война происходит не танками, самолетами. Самая страшная война происходит на уровне идей, когда люди начинают путать добро со злом, черное с белым, когда на пьедестал выдвигаются так называемые современные ценности, которые в православном христианстве состоят в списке смертных грехов.
Если мы, братья и сестры, не будем сохранять веру и не будем сохранять правильные понятия, то нет гарантий, что нас Господь сохранит. И наши предки это хорошо понимали. Вот сегодня мы празднуем с вами день Иверской иконы Божией Матери в честь того события, когда наши предки, услышав о том, что на Афоне есть такая святыня, милостиво попросили афонских монахов дать список этой чудотворной иконы. И в этот день в 1648 году при императоре Алексее Михайловиче Романове эту икону встретили в Москве, и также стали наши предки почитать ее как одну из величайших святынь. Стали совершаться многочисленные чудеса, эта икона была очень доступная, она находилась в Иверской часовне у Воскресенских врат Кремля. И сейчас мы если попадем в Москву, увидим восстановленные эти ворота, эту часовню.
Так вот, дорогие браться и сестры, что мне еще хотелось сказать сегодня. Мы на богослужении видели, что сегодня много священников молятся с нашим владыкой. У нас особый день. Сегодня начинаются сборы военного духовенства Центрального военного округа, и мы молились сегодня и молимся с нашими православными военными священниками, которые трудятся в воинских частях. И хочется вспомнить, что Иверская икона Божьей Матери, в том числе была войсковой иконой. Алексей Михайлович воевал с Польшей, отвоевывал русские земли и брал эту икону с собой, она была войсковой иконой, которая укрепляла наших воинов на поле битвы. И мне хочется, браться и сестры, помолиться за наших военных священников. Когда священник несколько недель находится в поле вместе с военными, служит там, это очень непростое служение. Это передовая и духовная, а порой бывает и настоящая. Поэтому я прошу, братья и сестры, ваших молитв о нашем военном духовенстве.
Смотрите также:
Митрополит Евгений совершил Божественную литургию в Храме на Крови