О глубине веры, которая укореняется в нашей жизни и дает плоды, и о том, откуда этот корень произрастает, рассказал в своем слове проповеди за архиерейской Божественной литургией в храме святого Симеона иерей Константин Корепанов. Напомним, 3 октября митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений совершил великое освящение храма во имя святого праведного Симеона Верхотурского в Свято-Симеоновской православной гимназии города Екатеринбурга.
— Сегодня здесь свершилось великое освящение храма. И, конечно, люди могут спросить: «А как же, ведь храм и был освящен, мы же здесь молились, мы же здесь совершали Божественную литургию». И действительно, храм был освящен и здесь было все то, что необходимо для совершения Божественной литургии, для собирания народа Божьего, для того чтобы претворять этот народ Божий в тело и кровь Иисуса Христа. Это все было, но это было сделано как бы по-походному, как бы временно. А сейчас храм как бы врос в бытие, он обрел корень. И корень этот непреходящий, вечный. И обретая корень, храм не просто становится непоколебимым, он как бы свидетельствует всем входящим в него, всем, кто живет на этом месте, что здесь прорастет древо жизни, что народ Божий сюда пришел насовсем, что благодать с этого места не оскудеет никогда.
И поэтому совершаются удивительные порой вещи, когда храм, в некоторое время поруганный, вдруг прорастает вновь. Вроде бы, казалось, истреблено все живое с этого места, но проходит время, поскольку корень живой, жизнь прорастает. И снова на этом месте совершается Божественная литургия, и снова люди приобщаются к Богу, и снова люди становятся тем, кем они должны быть — детьми Божьими, народом Божьим, телом Бога. И это представление о Боге очень важно. Вот ребенок, он корнем имеет свой род, своих родителей. И в Таинстве венчания говорится: молитва возносится за родителей, потому что молитва родителей укрепляет основание тому, что создают их дети. И если корень родительский свят, то святы и дети.
И нужно учить прежде всего себя, взращивать прежде всего себя, кормить благодатью, жизнью питать прежде всего себя. Если это не сделают родители, это не сделает никто, потому что они — корень своих детей и от них произрастают ветви.
И то же мы видим, когда корень укоренен глубоко, когда родители чувствуют себя на земле, в бытии уверенно, они рожают детей и рожают их много, чтобы плодов было много, чтобы дерево было ветвистым, они пускают побеги, чтобы заполнить собою землю, чтобы был лес, чтобы не было пустыря. И наоборот, когда родители не уверены в жизни, когда они наполнены страхом, тревогой, неуверенностью, они не рожают детей. Они боятся этого, потому что они не знают, что будет с ними, что будет с другими, что будет с детьми, с внуками.
Верующий человек не боится, потому что он знает, что он сам укоренен в корне, глубже которого, истинней которого, вечней которого ничего нет. Этот корень — Христос. И когда родитель твердо стоит на основании Христовом, когда он укоренен и во Христе, и в Боге, и в храме, он весь укоренен в жизни, то он плодоносит и пускает плоды, и жизнь жительствует. И народ этот истребить нельзя, никто не может истребить народ, пока жив его корень, пока корень его свят, пока корень его укоренен в жизнь.
Что же такое жизнь? Мы сегодня слышали Евангельское чтение, и там говорилось: пришли некие люди, в общем-то, благочестивые, во всяком случае, всеми за таковых признаваемые. Эти люди пришли и спросили Христа, что есть главное в законе, какой корень, что основное? Вот берем мы Библию, огромную, большую тяжелую книгу, как же в ней разобраться? Что же главное, скажите мне своими словами, говорят люди из века в век, из столетия в столетие на протяжении всей жизни спрашивают: скажи, что главное, каков корень жизни? И Христос отвечает: «Самое главное — это любовь. Любовь к Богу и любовь к ближнему». Никак иначе, ибо эти две вещи неразрывно связаны, но современный человек не может этого уже понять. Если ты любишь Бога, то несомненно любишь того, кого любит Бог. Неважно, маленький это ребенок или старый человек, слабый или сильный, черный или желтый, такой или сякой — он есть в бытии, его сотворил Бог и Бог его любит, значит, я не могу его не любить, если люблю своего Бога. И поэтому эти заповеди подобны: если Христос умер за людей, то и любящий Христа должен умирать за людей хотя бы тем, что отдаем им свое сердце, свое время, свою жизнь, как делают родители, родившие детей, и учителя, их питающие. И мы этим всем желанием любви, своим служением любви мы, и родители, и учителя таким образом врастаем в корень, ибо все это восходит к главному корню, к самому острию пирамиды, на которой все покоится, к самому центру бытия — Богу нашему, которой жизни своей не пожалел, чтобы напитать всех нас собой, напитать всех нас жизнью.
И всякий любящий другого, служащий другому, помогающий другому, за счет себя отдает ему жизнь и этим свидетельствует о том, что он знает Бога, что он обрел корень жизни; и жизнь человека, который так живет, так служит другим — она никогда не прервется. Можно убить его тело, его жизнь прервать нельзя, эту жизнь истребить нельзя. Как некоторые думали, убивая Христа, что праведность навеки пресеклась. Однако Христос воскрес и жизнь жительствует. И мы свидетели Воскресения Христова, служащие ближним своим как родители, как учителя, как священники, как просто христиане, служащие своему Богу, мы тоже воскреснем. И в этом вера наша, непоколебимая вера, побеждающая мир. Аминь.