О любви к человеку Бога, устранившего смерть как последнего врага человека, и о Кресте, ставшем для людей орудием Спасения, Любви и Рая, рассказал в своем наставлении в праздник Воздвижения Креста Господня иерей Даниил Рябинин, руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, настоятель Благовещенского храма в Академическом районе Екатеринбурга.
— Кресту Твоему поклоняемся, Владыко! И Святое Воскресение Твое славим!
С праздником, дорогие братья и сестры! С великим Воздвижением Честного и Животворящего Креста Господня! С праздником высочайшей Божественной любви и ее непреложным подтверждением!
Почему любви? Да потому, что Крест – он любовь и есть, во имя любви и для любви. Оттого христианство и называют религией любви. Оттого весть, разнесенная апостолами по земле о том, что Христос Воскрес – это весть о любви к человеку Бога, устранившего последнего врага – смерть, препятствующей соединению любящих.
Любовь – это сама жизнь. Это не эмоция и не чувство. Это ипостасный выбор, личностная позиция, а потому любовь не может быть обусловлена ни каким-нибудь Сиораном, для которого любовь – лишь обмен жидкостями. Ни сциентистами, для которых любовь – это совокупность химических реакций под действием веществ или гормонов. Это все не о любви, а о ее, зачастую, досадной противоположности – похоти, результате поврежденной природы, которая уже не слушает личности и утеряла способность быть ипостазированной. Любовь в Священном Писании христиан и во всем опыте жизни Церкви – это не причинно-следственная связь, а результат свободного движения и личности и преображенной природы. Часто нелогичной, невыгодной с точки зрения индивидуальных интересов, но именно любовь, даже в падшем состоянии человеческой природы, свидетельствует о наличии духовной, а не только плотской жизни.
Грехопадение прародителей, осуществленное свободно, с использованием инструмента для любви, а не для ненависти, раскрыло врата в мир человека смерти – явления, для которого вечная личность не была предназначена. Источник греха и смерти, конечно – объективное и персонифицированное зло, которого мы называем «лукавым» в молитве Господней. Но причиной греха и смерти в мире человека – стал сам человек. Потому своими личными усилиями он уже не мог исправить катастрофичную ошибку, ибо ее источник находился вне человека и воспользовался свободой человека не просто повредив человеческую природу до такого состояния, что нам даже не доступно теперь размышление о положении человека до грехопадения. Для остановки развития греха Сам Господь, Который и мир, и человека создал по любви, то есть без причины, вольно и свободно из ничего, в качестве врачевания и предела – через проклятие из-за человека всей земли, утверждает смерть – как появившуюся новую реальность.
И именно поэтому, Он же, вольно, вот уже скоро 2000 лет назад, в эту реальность входит, поскольку Сам же ее и утвердил. Позволяет смерти, как проклятию, попытаться завладеть Им – Творцом всего сущего, а овладевает ею и преодолевает, и воскресает, и делает смерть, прежний трагический финал – дверью к Себе, к Соединению с Собой, к жизни в Царстве Небесном. Без насилия, разве что с насилием над Своей же присоединенной к Божественной человеческой природы. Без причины, разве что по причине Своей Любви к человеку, которая в Нем не причинная, а ипостазированная. Избирает Себе для встречи со смертью – страшное орудие – Крест, ставший страшным теперь для самой смерти, греха и дьявола, а для нас орудием Спасения, Любви и Рая.
И при этом, Крест, как и всегда – не для всех и одновременно для всех. Не для тех, кто не желает свободно любить Бога, а так и остается с запертой дверью своего сердца не желая слышать Его Божественный стук. Но для тех, кто и не слыхал никогда о Сотворении мира, о Ветхозаветной истории и даже проповедь Евангелия еще полной не знает, но увидев Крест – раскрыл свое сердце навстречу этой Распинающейся Любви и сам возлюбил, невзирая на привычки, род и обычаи.
И в сегодняшний праздник, с которым я вас всех, мои дорогие поздравляю, будем укрепляться в этой любви, славить Крест Христов и грядущее Воскресение!