О Пресвятой Деве, родившей Божественного Сына, в Которой всё чудно и всё реально, и о духовной сути праздника Рождества Пресвятой Богородицы рассказал в своем наставлении иерей Даниил Рябинин, руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, настоятель Благовещенского храма в Академическом районе Екатеринбурга.
– «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш». Такими словами тропаря возвещает нам Церковь о сегодняшнем празднике. И здесь мы видим оба вероучительных определения православной веры о Той, чье Рождество славим. Во-первых, исповедуем Ее Приснодевой, и во-вторых, Богородицей. Хотя исповедь эта не делится ни на первое, ни на последующее и сразу формулируется в нашем уме и сердце, ибо без этих формулировок и само христианство невозможно. Богородица – дверь ко Христу и нашему вероучению и нашему спасению.
В Ней все чудесно и чудно и, одновременно, все живо и реально. Она – избранная из рода человеческого и Она же дала плоть человеческую Своему Божественному Сыну. Она – до искупительного подвига так же под клятвой греха и Она же – Новая Ева, родившая Нового Адама. Возглавившая новое человечество вместе со Своим Сыном и со Своим Богом.
О Пресвятой Богородице Церковь не столько формулирует свои догматические определения, поскольку они все христологичны, сколько творит поэзию: Иисус Христос – единственный Господь и Спаситель. Но Мария – Его Мать. Она – «Звезда, являющая Солнце», предвещающая восход «Солнца Спасения». Она – «заря таинственного дня» и акафист в Ее честь просто переполнен этими поэтическими определениями.
И конечно же, говоря о Рождестве Богородицы, мы особенно сегодня подчеркиваем два важных момента. Она – квинтэссенция самой жизни в том ее понятии, в которой ее восстанавливает в Воскресении Христос «сущим во гробех живот (то есть жизнь) даровав». И Она – Мать Сына, а не просто Лестница Небесная.
Бог так устроил, что именно в женщинах жизнь во всей ее полноте – как это понимали, к примеру греки, употребляя для ее определения слово ζωή (зои) – отсюда, зоология, например – явлена в особенности. Это частная, основательная жизнь каждого индивидуума, состоящая и из повседневных забот о ее сохранении, продлении и умножении. Женщина рождает жизнь, вскармливает ее, заботится о благополучии и устройстве, погружена полностью в эти жизненные процессы и потоки и, естественно, всеми своими действиями сопротивляется ее ухудшению и прекращению. Потому, глубоко естественно и очевидно, что Господь избирает способом Своего Воплощения Рождение от Жены. Чудесное Рождение, безсеменное, но с осенением Святым Духом. Однако и для этого Марии прежде,надо было родиться Самой. Так Источник Жизни жизнь поддерживает, в нее входит и ее спасает. Рождество Богородицы, пролог к Рождеству Христову и Его Воскресению.
Рождаясь в семье потомков Давида и через них Авраама и Адама, Богородица в Себе, нося впоследствии Христа, через Свое естество в Воплощении Христовом, Ему сообщает это всечеловеческое родство. И по этому родству, безусловно, Она ближе всего к Своему Божественному Сыну, поскольку Материнское отношение ничуть не противоречит Ее же любви к Нему как к Богу и Спасителю.
И чтя событие Рождества Богородицы, мы никак не сможем не вспомнить главное Ее деяние для всей Вселенной, собственно Богородительство. Новорожденный огонь Марии среди тьмы сени смертной не просто прибавил в мир света и тепла, он стал предвестником утра Воскресения и вечного Солнца Христа в Царстве Небесном.
С праздником, дорогие братья и сестры!