По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

8 сентября 2021

«От нас зависит, впустим ли мы Бога в наши сердца или нет»: протоиерей Николай Малета о Божьем прощении и нашем труде

О том, какое условие, кроме прощения Господа, необходимо, чтобы попасть в Царствие Небесное, рассказал в своем слове проповеди по запричастном стихе за праздничной Божественной литургией протоиерей Николай Малета в день 400-летия Свято-Покровского монастыря в Верхотурье. Напомним, богослужение состоялось 5 сентября, его возглавили архипастыри Русской Православной Церкви: митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений, митрополит Челябинский и Миасский Алексий, епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий, епископ Нижнетагильский и Невьянский Феодосий, епископ Югорский и Няганьский Фотий.

— Сегодня, в воскресный день, дорогие братья и сестры, святая Церковь в наше созидание предлагает нам притчу Господа Спаса нашего Иисуса Христа (Мф., 77 зач., XVIII, 23-35). Он уподобляет Царствие Божие суду, когда царь призывает своих рабов и спрашивает с них о том, что они должны своему господину. Мы очень часто, дорогие братья и сестры задаемся вопросом: «А что есть Царствие Божие? Как его понимать?». И на самом деле все то, что мы слышим, прежде всего, в Священном Писании, не только из этой притчи, но и множества других притч, которыми поучал Господь своих учеников, из того, что говорят нам святые отцы, говорят богословы — это всего лишь некие образы, некий намек на то, что нас ожидает в жизни будущего века, что есть Царствие Небесное.

И вот для того, чтобы понять сущность того, что будет определяющим, решающим: наследует ли человек Царствие Небесное или пойдет в муку вечную — и объясняют притчи. Мы слышали, что царь, господин пригласил должника, который должен был «тьму талантов». Это 10 тысяч. Насколько это громадный, астрономический долг, говорит то, что есть талант. Мы знаем из священного Писания, что во время самого расцвета Израильского царства, во времена Соломона годовой доход был 666 талантов. А что такое 10 тысяч? Каким образом мог этот несчастный должник вернуть долг? Да никаким. И царь говорит продать все, что у него есть, продать жену, детей, а самого посадить в темницу. И тогда почувствовал должник свое печальное, трагическое положение и взмолился: «Господи, господин, царь, прости мне, потому что мне нечем тебе отдать долг, нет у меня ничего», — и господин простил ему.

Казалось бы, на этом можно было и завершить притчу, ведь во власти господина взыскать этот долг или простить его. Кстати, нужно сказать, что в древние времена не было такого, как в наше время, когда берут в долг, берут в банках кредит не по причине того, что нечего есть, как было в древности. Брали в долг только когда действительно нечего было есть, когда действительно был неурожай. Сейчас люди чаще всего берут в долг для того, чтобы улучшить свое положение здесь на земле, улучшить свои условия жизни, сделать свою жизнь комфортней. Так вот на этом притча не заканчивается. Господь простил должнику, но продолжение следует. Этот прощенный несчастный человек, выйдя от господина, царя, встретил уже своего должника, который был должен всего 100 пенязь (динариев – прим.ред), это, конечно, не самая минимальная, но это средняя зарплата того времени, вполне доступная для большинства людей. И вот эту ничтожную малую сумму, этот долг маленький этот прощенный человек не захотел простить. Как в Евангелие сказано: «Емь его давляше» — не просто он спросил с него долг, он на него набросился с кулаками, он стал его давить. Не просто выдавливать какими-то механизмами, в прямом смысле этого слова, давил несчастного. И когда господин узнал об этом, он призвал снова к себе должника и самым строгим образом поступил с ним, как и намеривался вначале. «Раз ты не прощаешь, и я тебе не прощу», — говорит господин.

О чем это, дорогие браться и сестры? Это о Царствии Божьем. Ведь мы у Бога вот эти страшные должники, мы за каждый день должны ему «тьмы талантов», потому что каждый день нарушаем заповеди Божьи. На что мы можем надеяться? Только на милосердие Божье, на то, что
господь нас простит. Но почему даже мы, прощенные, воцерковленные, регулярно на исповеди, таинстве покаяния, — мы надеемся, что Господь нам прощает грехи. Но только ли это будет определять нашу загробную участь, только ли это решит, попадем мы в Царствие Небесное или во тьму кромешную, в адские темницы?

Нет, оказывается, что Царствие Божие — это не определенное место. Ведь мы привыкли, что Царствие Божие еще мы можем назвать вполне приемлемо словом-синонимом «рай». Но если мы вспомним Библейский рай, то рай – это определенное место, где прародителям до грехопадения было хорошо, они жили счастливо, они не болели никакими болезнями, они не нуждались в том, чтобы зарабатывать в поте лица на хлеб насущный, они ни в чем практически не нуждались, они действительно жили в раю. Но, оказывается, рай и Царствие Небесное — не совсем одно и тоже, потому что даже если бы этот царь, господин поместил в Царствие Божие Небесное этого человека, которому он все простил, он простил и тому должнику, который должен был этому прощенному. И они бы оба оказались в Царстве Небесном.

И, оказывается, этот человек прощенный мог там же наброситься на своего должника, потому что Царствие Божие, говорит Господь, внутри вас есть, Царствие Божие — это внутреннее наше духовное состояние, где живет душа. Ведь, оказывается, даже имея изобилие плодов земных, живя в достатке, в здравии, благополучии, человек может внутренне терзаться, его могут мучить его страсти, пороками. И помести такого человека в Царствие Небесное, он не будет радоваться.

В свете этого мы можем понять и слова апостола Павла, который говорит, что люди, одержимые страшными страстями, блудники и пьяницы, воры Царствие Божие не наследуют, даже если Господь им простит, ведь Господь нам прощает, Он нас любит, Он не может нас не любить. Бог есть сама любовь. Он не может нас не любить, и Он не может нам не желать блага, не может нам не желать Царствия. Но от нас зависит, впустим ли мы Бога в наши сердца или нет, чем мы будем жить на земле.

Как один современный богослов сравнивает Царствие Божие, как и Господь на основании притчи, которая была произнесена Спасителем своим ученикам о брачном пире, где люди радуются, веселятся. Вот тот, который в небрачной одежде, который не имел действительно этого внутреннего устроения, чтобы радоваться, грубо говоря, представим себе трапезу, и за этим столом сидят все здоровые люди физически здоровые, только один больной. У него болят все зубы, у него ангина крайней стадии, рак горла, желудка и всего, что только можно представить. И этот человек сиди в этом Царском чертоге, он сидит за столом. Сможет ли он радоваться? Увы, нет. Не потому, что хозяин этого пира не дает ему вкушать эту пищу, не желает радоваться, хотя вокруг все пьют, едят, радуются, веселятся. А этот несчастный не может, потому что он не в состоянии физически вкусить. И поэтому святитель Иоанн Златоуст говорит, что Бог благ, ибо ад уготовал. По любви своей, потому что Бог есть любовь, Бог уготовал ад. Оказывается, в определенном состоянии человеку лучше будет не в Царствии Небесном, а в аду. Вот этому, у которого все болит, вся душа исковеркана, нет добродетелей, есть одни страсти, которые нельзя удовлетворить, он захочет пить, а не будет возможности удовлетворить эту страсть — вот это поистине адские мучения.

Заканчивается притча Евангельская тем, что Господь говорит: «Будьте милосердными, прощайте согрешения друг другу, ближним вашим, как Отец небесный прощает вам». Только в этом милосердии, в созидании своем сердце любви, мы сможем надеяться, что Господь нам простит, помилует и дарует Царствие Небесное, но только если мы сами этого захотим, если мы будем трудиться, созидая ту самую обитель, которая сможет вместить Царствие Божие в наших сердцах.

Господь в Апокалипсисе говорит: «Сей стою и стучу при дверях твоего сердца, кто мне отворит, к тому войду и вечерю сотворю». Только к тому, кто откроет дверь; мы сами можем открыть только эту дверь, потому что снаружи даже замка нет, даже ручки нет дверной. Этот замок изнутри. Даже Бог всемогущий, который нас любит, не сможет открыть, если мы не захотим. Господь смиренно говорит: «Сей стою и стучу». Господь стучит в наши сердца, дорогие братья и сестры. Будем слышать этот призыв Божий и следовать за Христом в надежде наследовать Царствие Небесное. Аминь.