По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

18 августа 2021

«Думаю, почти каждый шаг человека сопровождает какой-то Божий знак»: протоиерей Алексий Долгоруков о том, стоит ли верить снам

Можно ли доверять снам и что делать, если «снится Господь», рассказал в ходе программы «Беседы о Вечном» на радио «Воскресение» с ведущей Марией Заостровных протоиерей Алексий Долгоруков, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи города Екатеринбурга.

— Сон — сложное явление не только с духовной точки зрения, но и с физиологический, психологической. По поводу духовной оценки снов существуют разные мнения, комментарии. В общем, итог всех святоотеческих высказываний суммируется такой: лучше снам не доверять, — это общеизвестно.

Современные исследования по психологии говорят, что даже интуиции не следует доверять, как правило, это вещь обманчивая. Снам, думаю, нужно доверять еще в меньшей степени. Человеку снится то, с чем связана его личность, его душа. Порой снятся, особенно людям в возрасте, кошмарики. В детстве, в основном хорошие сны, с годами кошмары. Причем такие страшные, греховные. Бабушка придет на исповедь и говорит: «Батюшка, странно рассказать, что во сне приснилось». На самом деле – это показывает то, что страсти живут в человеке, где-то нами задавлены, где-то мы их внутрь загнали, но они таким образом через сны всплывают. И это, конечно, может нам послужить подсказкой, что душа далеко наша не чиста, не все идеально и гладко, как порой кажется. А там, внутри человека, еще много всякого нехорошего водится. Это, может быть, послужит для исправления каких-то недостатков, предостережения, чтобы гордыню убивали, что мы такие безгрешные.

Да, люди старались во все времена сны отслеживать, что-то сбывалось, что-то нет. Я думаю, что по этому поводу никаких исследований не проводилось, это сложный достаточно материал. Но напрямую сказать, что есть сны, которые сбываются или нет, достаточно сложно, потому что здесь нужно проверить, а действительно ли это так.

Отец Алексий также поделился своим мнением на счет т.н. осознанных сновидений, то есть таких, которыми можно управлять, например, «заказав» себе во сне встречу с Богом.

— Я думаю, что вот так «заказывать» сны, как встречу с Богом, не стоит. Тем более, с Богом у нас и наяву встречи происходят. Но мы проходим мимо этих знаков, потому что внутренне не готовы бываем это все увидеть. Думаю, что почти каждый шаг человека сопровождает какой-то Божий знак, но далеко не всегда мы это видим. Бывает, открывается нам только в определенный период нашей жизни. Поэтому может лучше стараться, чтобы наша душа была более открыта к этим знакам.

Святые отцы учат относиться к таким вещам осторожно. Один сон мы можем принять, и все так и будет. А на другом мы можем и обмануться. Как вот Иоанн Лествичник, если во время молитвы Господь предстал перед тобой, что надо ему сказать? «Отойди от меня, сатана». Он говорит, что если лукавый искушает, то ты не попался на удочку, а если искушает Господь, то Он только похвалит тебя за предусмотрительность. Точно так же, я думаю, и здесь: лучше лишний раз отказаться, чем попасть в какие-то сети, в заблуждения войти. Трезвость и еще раз трезвость. Это такая норма христианской жизни — отказываться от всяких видений, заблуждений, — отметил священнослужитель.