По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

7 июля 2021

«Христианская проповедь может быть без слов»: уральский батюшка рассказал о миссионерской деятельности в обычной жизни

Почему каждый человек Церкви является миссионером, в чем заключается миссия христианина и может ли она быть агрессивной: на эти и другие вопросы в еженедельном проекте «Онлайн с уральским батюшкой» ответил протоиерей Алексий Долгоруков, настоятель храма в честь Рождества Иоанна Предтечи города Екатеринбурга, духовник Управления МВД России по Екатеринбургу.

Храм в честь Рождества Иоанна Предтечи, в котором отец Алексий служит настоятелем, находится в бывшей деревне Пышма, а теперь это северная окраина Екатеринбурга. С рассказала о храме и начался разговор со священником в ходе вечернего интернет-эфира. Батюшка рассказал, что восстановить историю храма, точней, деревенской часовни, которая была до него, сейчас уже тяжело. Сохранилась память о последнем священнике, который здесь служил – иеромонахе Никандре. Информации о нём мало, но отец Алексий рассказал, что священник был убит в 30-х годах XX века и похоронен на Верхнепышминском кладбище. Его могилу прихожане нашли и восстановили, поставили крепкий кованный крест и принесли одну- единственную сохранившуюся фотографию.

Деревня Пышма соединилась с городом Свердловском. Храм-часовня находился в большом разрушении и восстанавливать его не стали. Сейчас здесь стоит временный небольшой модульный храм, очень светлый и очень уютный. Поблизости прокладывают трамвайную линию из Екатеринбурга  в Верхнюю Пышму. Местных жителей мало, часть людей уехали из своих домов, другие приезжают сюда только летом на дачу. Осталось совсем немного жителей бывшей деревни Пышма, они и являются прихожанами храма. 

– Мне очень повезло, что собралась очень хорошая и дружная община людей, которые связали свою жизнь с приходом. Кто-то из них живёт далеко отсюда, в других городах, и не всегда у них бывает возможность приехать в храм. Но всё-таки очень многие раз в месяц, многие и каждую неделю ходят на службу в храм. Людей, которые просто заходят в храм поставить свечку, заказать панихиду, практически нет. Если смотреть в окно в течение часа, то можно не увидеть ни одного человека, идущего мимо. Будем надеяться, что сделают дорогу рядом с храмом, будет остановка здесь и он станет более доступным, больше людей будет приезжать на службу. Но я и сейчас очень рад тому, что имею, потому что вообще не было никакой надежды, что здесь будет такой храм, – сказал священник.

Многие прихожане храма – это люди достаточно грамотные в религиозном смысле, знают христианскую веру, читают и изучают Священное Писание. Именно прихожане должны поддерживать приход в порядке, от них должна исходить инициатива. Это и старается делать в храме Рождества Иоанна Предтечи отец Алексий. Многие прихожане дружат семьями, собираются у кого-то дома и читают Священное Писание, заботятся друг о друге, молятся вместе. И вот эти небольшие группы чувствуют свою причастность к приходу.

– Одна сестра уезжала жить в другой город, и вот приехала обратно. Она нам написала, что возвращается ваша бывшая прихожанка, на что ей ответили вполне справедливо – бывших прихожан не бывает, даже бывших захожан не бывает. Поэтому община у нас хорошая, как говорил владыка Кирилл, сложившаяся, дружная, – рассказал священник.

Отец Алексий отметил, что христианская жизнь предполагает целостную жизнь человека, то есть жизнь его в храме и вне храма должна быть одна – христианская. И когда батюшка начинает задумываться, как сделать так, чтобы было больше людей, которые бы чувствовали свою причастность к приходу, встаёт вопрос о миссионерской деятельности. По мнению батюшки, православные христиане мало рассуждают и думают о миссионерстве. Он связывает это с отсутствием такой традиции. В дореволюционной России все люди были крещеные, а миссионерства всё равно не было. Огромное количество людей были крещеные, но не просвященные, то есть христианами они были только формально. Такое положение осталось и в современной России. Большая часть россиян, как думает батюшка, приняла крещение, но если посчитать сколько людей приходят в храм в воскресный день и праздники, то можно увидеть, что большая часть крещеных находятся вне храма, заняты своими делами. Отец Алексий подчеркнул, что миссионерство должно быть обращено не только к людям, не принявшим еще крещение и ничего не знающим о вере, но и даже к тем, кто принял крещение, но для них оно стало формальным и в жизни свей они его не исполняют.

– Петровский, или Апостольский пост, который начался в этом году 28 июня и продлится до 11 июля, по-другому называют Миссионерским. Во время Апостольского поста хорошо бы задуматься о миссионерстве, потому что в день Пятидесятницы, день рождения нашей Церкви, апостолы впервые выходят на проповедь уже не как ученики Иисуса, которые многого не понимаю. Они уже не робкие, неграмотные, нерешительные и трусоватые. Они выходят как смелые, решительные, наполненные Духом Святым проповедники Евангелия. В день Пятидесятницы апостол Петр вышел на такую проповедь и благодаря этому 3000 человек уверовали и стали христианами. Мы знаем об огромных трудах апостола Павла, который был гонителем христианства, но пережил явление Христа, встречу с Ним и это так повлияло на его жизнь, что он продолжил апостольское дело и стал одним из самых ярких проповедников. И радовался, что благовестите разносится по всему миру и сам про себя говорил: «Горе, если я не благовествую», – рассказал отец Алексий.

Человек часто приходит в Божий храм со своими проблемами и здесь находит поддержку, утешение и становится христианином. Но ему нужно не только нести службу и жить благочестиво, стараясь исполнять церковный устав. Ему нужно быть еще и проповедником веры христианской, благовестником. Об этом мало говорится, с сожалением отметил батюшка. В годы советской власти это было запрещено, прихожане и священнослужители не имели миссионерского духа и опыта. Но сейчас наступили благодатные времена и появилась такая возможность, и людям приходится учиться быть благовестниками. Существуют миссионерские отделы, помощники миссионеров, благочинные, есть катахизаторы, которые более глубоко рассказывают о вере христианской. Но, к сожалению, в самих братьях и сестрах миссионерского духа достаточно мало, даже среди священнослужителей. Мало именно желания быть благовестниками и проповедниками слова Божьего. Многие люди считает себя для этого недостойными. Но в Священном Писании Господь говорит своим ученикам: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Батюшка отметил, что есть и иной перевод этого отрывка: «Идите и сделайте учениками все народы», то есть не просто научите, а сделайте так, чтобы люди приняли звание ученичества. Тогда они приобретут знания, опыт и устроят свою христианскую жизнь как подобает.

– Наша задача – не упускать шанс быть благовестниками и хотя бы одного человека привести к христианской жизни, – подчеркнул священнослужитель. – Люди молятся, слушают лекции, читают Священное Писание, но этого мало. Нужна внутренняя уверенность сопричастности христианской вере, которая пропитывала бы всю христианскую жизнь не только богослужениями, обычаями и обрядами, но чтобы в каждый момент жизни мы оставались христианами: и дома, и в автобусе – чтобы вся жизнь была пропитана христианской верой.

Батюшка считает, что для многих людей «прийти к Богу» означает просто начать ходить на службу. Но привести человека в храм на богослужение недостаточно, нужно, чтобы его сознание и мировоззрение стало другим.

Отца Алексия спросили, как лучше и полезней проповедовать христианство. Пугать и стращать людей, говорить о каких-то бедствиях не нужно, считает батюшка, толку от этого мало. Христианская проповедь может быть без слов, просто люди должны жить по-христиански, уверен священнослужитель.

Миссионерские задачи пока только набирают оборот, это новое дело для христиан. Порой какие-то секты могут набрать большее количество последователей, это происходит через манипулирование сознанием человека.

– Наша задача собрать эту соль земли, зажечь тот свет миру, который бы освещал ищущих по-настоящему дорогу ко Христу. Бывает, что проповедники христианские ведут человека не ко Христу, а ведут к самому себе. Деятельность христианская и церковная жизнь не сводится только к продаже свечей. Знаю немало священнослужителей, которые добросовестно и серьезно относятся к своей христианской жизни, стремятся удовлетворить духовные потребности и нужды каждого человека, – отметил батюшка.

Дар и призвание к миссионерству есть не у каждого человека, как и готовность исполнять эту миссию, считает священнослужитель. Проблемы миссионерства возникают от того, что человек не умеет это делать, у него нет готовности. Бывают случаи в жизни человека, когда необходимо вовремя сказать ему нужное слово, поговорить с ним, но христианин проходит мимо и только потом понимает, что надо было что-то сказать и как-то поступить.

– Христианская проповедь и благовестие не должны ограничиваться только приходом в храм. Важная задача нашего прихода – дальнейший рассказ людям и научение христианской вере. К сожалению, нам не хватает христианского жизненного уклада, который был бы задействован во всей нашей жизни. Очень важно, чтобы сложился такой уклад, принципы и установки, которые бы работали автоматически, помогали во всех сферах нашей жизни. Для этого нужно изучать Священно Писание, внимательно относиться к внутреннему состоянию души. Если это будет, то тогда мы сможем уклад свой сделать христианским и показать пример другим людям. Наша немалая задача – по зернышку собирать нашу христианскую жизнь во всей ее полноте, – отметил отец Алексий.

Некоторые христиане смущаются быть проповедниками своей веры, и когда их спрашивают, верят ли они в Бога, они говорят «я крещеный». Крещеным может быть и атеист, подчеркнул батюшка. Немногие решаются сказать, что они христиане. Люди себя одергивают от христианской веры, не отождествляют себя целиком и полностью с христианами, от этого и проповедь бывает слабой и неуверенной. В этих вопросах надо быть твердыми и более решительными людьми, обратился к слушателям батюшка.

Напомним, «Онлайн с уральским батюшкой» – это цикл видеовстреч с православными священниками, клириками Екатеринбургской епархии. Онлайн проходит каждую пятницу в группе епархии «ВКонтакте».

Задача проекта – представление приходов и священников Екатеринбургской митрополии, духовные беседы с верующими в формате онлайн. В проекте уже приняли участие:

– иерей Сергий Ермолаев: «У верующего человека в больнице есть реальная возможность послужить Богу»;

– иерей Павел Кононенко и иерей Александр Карачёв: «Бог не хочет вражды и не лишает человека свободы»;

– иерей Андрей Андреев: «Можно прийти в храм, помолиться, и с Богом дальше поехать трудиться»;

– протоиерей Игорь Бачинин: «Духовность даёт человеку жизнеутверждающие смыслы и ценности»;

– игумен Флавиан (Матвеев): «Во время войны в храме жила слониха, а позже в здании хотели сделать студию звукозаписи»;

– иерей Кирилл Поморцев: «Есть две крайности – тщеславие и уныние. Мы не должны в них впадать»;

– протоиерей Пётр Мангилёв: «Пасхальные дни – дни особой благодати»;

–  иерей Игорь Стуков: «Можно ли научиться Евангельской любви?»;

– иерей Димитрий Бажанов: «Задача звонаря – своим колокольным звоном призывать людей ко Христу»;

– иерей Сергий Кунгуров: «Воинский храм открыт для всех»;

– иерей Максим Крылов: «Восстановление храма – это не восстановление стены, а созидание общины»;

– протоиерей Александр Сандырев: «Молодёжь в церкви ищет радость, взаимопонимание и счастье»;

– иерей Душан Михайлович: «Человек и его миссия: мы выбираем её или она выбирает нас?»;

– иерей Константин Корепанов: «Почему так важен канон Андрея Критского для начала Великого поста?»;

– иеромонах Аркадий (Логинов): «Разговор с Богом. К чему ведёт отсутствие духовного просвещения в жизни христианина?»;

– протоиерей Евгений Попиченко: «Великий пост – это время настроить взаимосвязь с Богом»;

– иерей Кирилл Кузовников: «Важность богослужения можно показать только своим примером»;

– иерей Иоанн Парамонов: «Молитва как орудие для стяжания благодати Духа»;

– иерей Димитрий Задорин: «Предназначение – это то, что наполняет саму смерть жизнью»;

– иерей Игорь Константинов: «Христианская забота и любовь должны распространяться за пределы церковной общины»;

– иерей Андрей Юганец: «Если центром прихода будет Господь Бог, то все получится»;

– иерей Димитрий Ваулин: «Диалог – основа будущего брака»;

– протоиерей Алексий Яковлев: «Зачем нужен Толкин, когда есть Катехизис»;

– иерей Иоанн Никулин: «Здесь все смотрят «Союз» и знают Екатеринбург»: традиции празднования Рождества Христова в Польше;

– протоиерей Андрей Канев: Патриотизм как ответственность за место, где ты живешь;

– иерей Андрей Щукин: «Во время Рождественского поста у человека есть возможность посмотреть внутрь себя»;

– иерей Даниил Рябинин: «Когда Божественная благодать касается человеческого сердца»;

– иерей Алексий Русин: «Мы стараемся любить друг друга, терпеть и уважать»: секреты крепкого прихода;

– иерей Илия Александров: «Может ли любовь к детям быть безграничной?».