О высочайшей тайне мироздания, которая доверена христианам, верующим в Троицу, и о том, как совершить подвиг и «увидеть Бога как Он есть», рассказал иерей Даниил Рябинин, руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, настоятель Благовещенского храма в Академическом районе Екатеринбурга.
— Во имя Отца, и Сына и Святого Духа! С Праздником, дорогие братья и сестры! В сегодняшний праздник именно так уместно начать наше краткое слово к вам, поминая все Лица Пресвятой Троицы.
Лишь с пришествием на землю Христа Спасителя мы узнали, что «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Отчего Иоанн и стал среди Евангелистов называться Богословом, выразившим в своем Евангелии всю тайну Пресвятой Троицы, до которой сердца верующих еще должны были дойти, упражняясь в благочестии и создавая свою совесть «В Духе и Истине».
Нам сейчас легко говорить: «Троица единосущная и нераздельная, Отец, Сын и Святой Дух». Христианам же ранней Церкви, Церкви, которая с каждым годом вбирала в себя все новые и новые тысячи тысяч спасаемых, необходимо было христианизировать умы и привычки рационально мыслить ищущих духовной жизни людей, прекрасно знакомых с навыками философии и филологии. Как понять, что Бог – Один, но в Трех Лицах, и Лица эти совершенно равночестны, ипостазируют Одну Божественную природу. Как Иисус может прийти от Отца, но быть с Отцом – одно? Как, наконец, Дух Отца, посылаемый по просьбе Сына, Сам является причиной правильного прославления и Отца и Сына?
Рациональный человеческий ум пробовал упростить и объяснить Евангельское Откровение, но всякий раз либо впадал в ересь, либо от него требовалось усилие стать умом христианским и лишь через Христа, через исповедание Его Истинным Богом, Творцом неба и земли, единосущным Отцу, удержаться в пределах Тайны благочестия.
Мы обязаны духовному прозрению и титаническому труду в созерцательной богословской мысли Афанасию Александрийскому, Василию Великому, Григорию Нисскому, Григорию Богослову, Илларию Пиктавийскому, в раскрытии языком верующего человека Евангельского понимания Святой Троицы.
Крещальная формулировка содержит Имя Божие, а не имена малых божеств с Одним Творцом. Ведь мы, люди Евангелия – в деле спасения перфекционисты, и если мы не в Бога, а в творение, пусть и высокое, крестимся, значит мы вряд ли надеемся на спасение, которое принести может лишь Истинный Бог. Потому и исповедуем, что Сын – Истинный Бог и Святой Дух – Истинный Бог, принимая крещение в Их Имена, мы и спасаемся в Истинном Боге. Учение о Троице – учение о нашем спасении. Это не отвлеченные упражнения в мудрости, а повседневная мистика нашего Царства Небесного.
Нынешние люди так любят разные духовные тайны и духовные просветления. Упражняются в разных практиках, которые на поверку весьма рациональны, с очевидными причинами и следствиями. Нам же христианам, доверена и вручена высочайшая тайна мироздания. Мы обладатели такой духовности и глубины Богооткровения, которые раскрываются в нашей вере в Троицу, что можем удовлетворить, и даже чрезмерно, любой запрос на сверхтаинственность. Но мы лишь скромно твердим наш Символ Веры и приглашаем в стан христиан всех, кто желает познакомиться лично с Отцом, Сыном и Святым Духом. Очищая себя для богозрения, чтобы, по слову Иоанна Богослова, «видеть Бога как Он есть».
Сделать такой личный подвиг, христианизируя собственный ум и совесть, можно лишь в Церкви, которую и возглавляет Сын Божий, которая живет Духом Святым и которая служит Отцу Небесному, являясь «Столпом и утверждением Истины». Потому то День Святой Троицы – и день рождения Церкви. И как без Троицы и православной веры в Нее нет спасения, так и вне Церкви нет спасения, согласно самому человечному Евангельскому Откровению. Ведь Бог не желает заблуждений человечеству, Он «хочет всякому человеку спастись и прийти в познание Истины».
Будем дорогие братья и сестры исповедовать Святую Троицу и будем верить в Церковь для нашего спасения! С праздником!