Третью неделю по Пасхе, Мироносицкую, как ее называли наши предки, открывает День жен-мироносиц. В последние годы его принято считать — наполовину в шутку, наполовину всерьез — неким аналогом 8-го марта, «светского Женского дня». Вдвойне поэтому любопытно, что этот праздник посвящен не только женам, но и двум мужам — тайным ученикам Иисуса Христа, приходившим слушать Его под покровом ночи. Это Иосиф Аримафейский и Никодим, участвовавшие в погребении Господа. Оба были членами Синедриона, но в суде над Христом, конечно, не участвовали. Еще до Его осуждения Никодим пытался защищать своего Учителя, говоря: Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? (Ин 7:50). Но к его словам не прислушались.
После Распятия Никодим и Иосиф больше не стали таиться: Иосиф осмелился прийти к Пилату и просить отдать ему тело умершего Учителя. Получив это позволение, вместе с Никодимом они сняли тело Спасителя с орудия мучительной казни и перенесли в Гефсиманский сад, во гроб, который Иосиф готовил когда-то для себя. Трудно поверить, но эти детали Его погребения были предсказаны еще пророком Исаией, жившим в VIII веке до нашей эры: Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его (Ис 53:9).
Причем надо понимать, что гроб в древней иудейской традиции ничего общего с четырьмя досками и крышкой не имел: хоронили в естественных или искусственно вырубленных пещерах и входное отверстие, обычно очень маленькое, закрывали большим камнем.
В спешке Страстной Пятницы, когда и распятых торопились умертвить и снять со крестов ради соблюдения дня покоя, субботы (по-еврейски — «шабат», последний день недели), Иосиф и Никодим успели лишь выпросить у Пилата позволение забрать и положить во гроб Его израненное Тело. По свидетельству евангелиста Иоанна, Никодим принес благовонные масла, которыми пропитали погребальные пелены, обвили ими Христа и положили во гроб до первого дня недели (воскресенья).
В бездействии минула страшная, безысходная, опустошающая суббота… И вот рано на рассвете несколько женщин шли исполнить свой последний долг перед Учителем — по традиции помазать тело благовонными маслами (возможно, в суматохе пятницы они и не знали, что это уже сделал Никодим). Евангелисты, описывающие этот эпизод, не дают нам точного перечня тех, кто нес миро для Господа. Все четверо единодушно упоминают в их числе Марию Магдалину. Евангелист Марк называет среди мироносиц Саломию (мать апостолов Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых) и Марию Иаковлеву (мать Иакова, одного из семидесяти апостолов. Высказывалось даже мнение, что так названа сама Богородица). Евангелист Лука добавляет к этому списку Иоанну (жену Хузы, одного из чиновников при дворе правителя Галилеи Ирода Антипы) и пишет: и другие с ними. Предание Церкви говорит о том, что среди «других» были сестры Марфа и Мария (их брата, Лазаря, Христос воскресил из мертвых перед самыми Своими страданиями), Мария Клеопова и Сусанна.
Евангелие умалчивает о том, как провели ту субботу после Распятия апостолы Христовы, не говорит, где они были рано утром в воскресение и почему жены-мироносицы не обратились за помощью к ним. Скупые слова о них, «плачущих и рыдающих», дает нам евангелист Марк (Мк 16:10). И действительно, трудно и представить степень этой муки и смятения… Но посреди невыносимой боли и крушения всех надежд несколько женщин, не претыкаясь об аргументы ума, от сердца шли на рассвете ко гробу.
Но что дальше? Кто отвалит нам камень от двери гроба?.. Несколько различаются у евангелистов детали событий, однако точно известно, чтó встретило жен-мироносиц в саду Гефсимании: тяжелый камень лежит в стороне, гроб пуст, и только пелены и плат, покрывавший голову, отдельно сложенный, на месте погребения.
Первые догадки женщин: «Тело похитили, унесли!» Но от этих сомнений мироносицы избавлены явлением ангела. Евангелист говорит, что вид его был как молния. А сказанные им слова поражали не меньше, чем его вид: «Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь. Он воскрес и предваряет вас в Галилее!» И вот со смесью радости и страха ученицы Господа бегут с этой вестью к апостолам…
Использованы материалы журнала «Фома»