С 13 по 14 мая в Уральском федеральном университете состоялась научно-практическая конференция с международным участием «Религия. Образование. Наука: модели и направления взаимодействия».
Участники конференции собрались в уральской столице, чтобы обсудить проблемы научного исследования религии и практик преподавания основ религиозной культуры в образовательных организациях, выработку методологических и практических рекомендаций; разработку совместных (наука-вуз-школа) проектов в сфере укрепления и гармонизации этноконфессиональных отношений.
К участникам мероприятия по сеансу видеосвязи с приветственным словом обратился митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии. Владыка отметил, что диалог религии, науки и органов власти способствует передаче духовных и культурных ценностей.
— Участие религиозных организаций, в том числе Русской Православной Церкви, в обсуждении будущего образования совместно с научными, образовательными организациями и государственными органами способствуют выработке действенных моделей передачи духовных и культурных ценностей. Диалог призван позволить в условиях быстро изменяющейся реальности реагировать на вызовы современности и способствовать установлению прочных неразрывных связей между образованием и воспитанием, — отметил глава Екатеринбургской митрополии.
— Сегодня для нас, служителей Церкви, ученых, преподавателей, педагогов, представителей государственной власти, важнейшей задачей является направление молодых поколений к осознанному жизненному выбору через духовно-нравственное воспитание и просвещение, — подчеркнул архипастырь.
В конференции приняли участие ученые-исследователи, педагогические работники общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, организаций высшего и дополнительного профессионального образования, аспиранты, магистранты, студенты, курсанты и слушатели, представители общественных и регилигозных организаций, в том числе представители Екатеринбургской епархии.
Полный текст приветственного слова митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения:
— Добрый день, уважаемые участники конференции «Религия. Образование. Наука: модели и направления взаимодействия»! Хотелось бы поблагодарить организаторов мероприятия и его участников за внимание к позиции Церкви по вопросам развития контактов и взаимодействия между религиозными организациями и научно-образовательным сообществом. Хотелось бы отметить важность всестороннего рассмотрения проблем научного исследования религий и практик преподавания религиозной культуры в образовательных организациях.
Многообразие религий и культур в нашей стране ставит перед нами сложную задачу не только изучения религий и преподавания «Основ религиозных культур и светской этики» в школе, но и развития духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающих поколений.
Участие религиозных организаций, в том числе Русской Православной Церкви, в обсуждении будущего образования совместно с научными, образовательными организациями и государственными органами способствуют выработке действенных моделей передачи духовных и культурных ценностей. Диалог призван позволить в условиях быстро изменяющейся реальности реагировать на вызовы современности, и способствовать установлению прочных неразрывных связей между образованием и воспитанием.
Как писал святитель Иоанн Златоуст в Толковании на второе послание Тимофея 3:15: «Знай только то, что Бог устрояет все, что Он помышляет обо всем, что мы свободны, что Бог иное совершает, а иное пропускает, что Он не желает ничего злого, что не все бывает по Его воле, но иное и по нашей, именно все злое только от нас, а все доброе как от нас, так и от Его помощи, что от Него не укрывается ничто: так Он действует во всем». Вместе со свободой воли на человека была возложена и огромная ответственность, т. к. он обладает свободой предпочесть зло добру.
В «Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» отмечено: «В человеческой истории выбор людей и обществ в пользу зла приводил к потере свободы и огромным человеческим жертвам». Это подтверждается историческим прошлым. Революционные события, гражданские войны, международные вооруженные конфликты всегда имели своей основой глубокие духовные причины. На протяжении многих десятилетий XX в. советское государство стремилось исключить любое религиозное влияние на воспитательный процесс, а также разорвать культурную, историческую и духовно-нравственную связь с прошлыми поколениями. Изучение традиций и верований наших предков способствует объединению общества, служит предотвращению новых конфликтов.
Русская Православная Церковь не прекращала свое служение и в страшные 1920-е – 1930-е гг., и в период антирелигиозной кампании 1960-х гг., совсем недавно, только 30 лет назад, смогла освободиться от оков тотального контроля. Вплоть до 1990-х гг. и наука о религиях – религиоведение – подвергалась гонениям и испытывала на себе диктатуру идеологии. В наше время, люди все более осознанно приходят в храм, а наука, свободная от навязанной ей функции антирелигиозной пропаганды, может непредвзято изучать религии и служить на благо сохранения нашего исторического и национально-культурного наследия.
Сегодня для нас, служителей Церкви, ученых, преподавателей, педагогов, представителей государственной власти, важнейшей задачей является направление молодых поколений к осознанному жизненному выбору через духовно-нравственное воспитание и просвещение.