О Пасхе Христовой и о том, как сохранить Пасхальную радость после Светлой седмицы, идет речь в майском выпуске программы «Архипастырь» с участием митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения. Беседу вел архимандрит Димитрий (Байбаков).
– Владыка, начнем нашу беседу с Воскресения Христова, праздника праздников и торжества из торжеств.
– Радуемся, переживаем Светлую седмицу. Наверное, в жизни человека есть какие-то события, которые запоминаются. Какие события? Окончили школу, встретили близких друзей, какие-то яркие встречи… Но когда начинаешь с этим сравнивать то событие, которое мы сегодня в буквальном смысле проживаем, понимаешь, что при этом наше человеческое тускнеет. Сердце невероятно радуется тем сотням и тысячам людей, которых я вижу в эти дни в храмах, они способны воспринимать радость Воскресения Христова, Пасхи Господней. И вижу, насколько они воспринимают это глубоко, осознанно, насколько это важно для них.
Хорошо, что в этом году выходные совпали со Светлой седмицей, ведь у многих людей есть возможность бывать в храме, проживать в полноте радость Воскресения. И, конечно, большая милость Божия то, что телеканал «Союз» дает нам возможность с огромной всемирной паствой встретиться на Светлой седмице и разделить радость Воскресения Христова. Поэтому хотелось бы всем тем, кто сегодня с нами на «Союзе», передать снова и снова эти слова пасхальной радости о воскресшем Христе: «Христос воскресе! Воистину воскресе!» Пожелать, чтобы эта радость была не только исповеданием наших уст, но содержанием наших сердец, помыслов, стремлений, чтобы это было целью нашей жизни – достичь в полноте причастности к Воскресению Христову.
– Вопрос такой: «Да, воскрес Христос. Мы покричали, что Христос воскрес, – и дальше-то что? Пошли покушали мяса, съели пасочку – и дальше в обычную колею жизни? Как жить после Пасхи?»
– Наверное, есть люди, у которых это так банально, житейски и происходит: покричали, поели, попили и успешно обо всем забыли. Но происходит и иначе.
Мы находимся сейчас на Урале, это особое место, центр промышленности, металлургии. Мне довелось побывать на целом ряде металлургических предприятий и быть свидетелем того, как физическая энергия изменяет свойства предметов, которые не изменяются в обычной жизни. Металлу сообщается колоссальная энергия нагреванием, и твердый металл, способный крушить постройки и камни, становится жидкостью, что легко вливается в формочки и приобретает форму, которая потом не меняется в течение столетий.
У нас на Урале находится пресс, который до 2014 года был крупнейшим в мире. Он сообщает уже кинетическую энергию – 75 тысяч тонн. Это немного не укладывается в голове (как миллионы лет, так и тысячи тонн). Пока только один пресс в мире его превзошел: в Китае построили 80-тысячный. Этот пресс холодному металлу передает энергию, и после воздействия бесформенный слиток приобретает форму авиационного шасси, что потом используется на огромных самолетах и испытывает колоссальные нагрузки.
Это некий образ того, что производит энергия с человеком, но уже не физическая, а духовная. Мы читали про то, как будущему апостолу Павлу (Савлу) явился воскресший Христос. Божественную энергию любви, воссиявшую в Его воскресении, Он сообщил ему. И что произошло? Ветхий Савл был испепелен, в этом огне родился новый человек. Что бы с ним ни пытались сделать и иудеи, и эллины, направляя на него энергию неприятия Христа, сомнений, – ничего не получилось. Он оказался крепким и несокрушимым – как металл. Мы сегодня с любовью вспоминаем святого апостола Павла.
То же самое происходило тогда с людьми (не со всеми). Вспомним хотя бы сотника по имени Лонгин. Человек оказался в эпицентре, у Креста, где умер Христос, рядом с тем местом, где Он в скором времени и воскрес. То изменение, которое в нем произошло, – это не так, что человек что-то сказал, скушал, забыл это и стал дальше жить своей жизнью. Это судьба человека, вектор жизни которого изменился на противоположный и усилился во много раз.
Вчера мы были у вас на службе в храме. Тот огонь, та радость, которую излучают глаза прихожан, – это не что-то эмоциональное (как у людей, которые пришли на какой-то концерт), а свет, который исходит из сердца человека. Люди прошли непростой путь Великого поста, личной борьбы с грехом, преодолели себя, и сегодня они соприкоснулись с воскресшим Христом, с Его победой над смертью. И это соприкосновение, эта сила, глубина того изменения, которое происходит с людьми, – колоссальны.
Не хочу сказать, что каждый, кто пришел на пасхальную службу, как-то изменился. Даже вода точит камень. Если человек хотя бы так расположен: «Господи, я не понимаю, не могу проникнуть в глубину того, что происходит в Церкви, но хотел бы это осознать, стать свидетелем, носителем этой радости и силы», то я не сомневаюсь, что Господь даст ему такую силу, таким штампом на него нажмет, таким огнем нагреет, что человек изменится. И станет вторым Павлом, третьим Лонгином, свидетелем Воскресения Христа. Есть люди, которые какими зашли в храм, такими и вышли, но есть и люди, на которых Воскресение Христово накладывает такой отпечаток, такую благую перемену в них производит, что потом они являются новыми апостолами, проповедниками и святыми. Пасха это открывает.
– Вы сейчас много ездите по приходам. Как прошли, на Ваш взгляд, пасхальные богослужения, службы Светлой седмицы? По некоторым статистическим данным, количество прихожан якобы уменьшилось чуть ли не в три раза. А некоторые аналитики в своих умствованиях доходят даже до того, что религиозность россиян уменьшилась. Что бы Вы сказали по этому поводу?
– По счастью, возможность посещать и городские, и сельские приходы была не только на Пасху, она была и во время Страстной седмицы, и в дни Великого поста, и до этого. И скажу так, что настоятели и священники свидетельствуют, что людей стало меньше, но люди возвращаются. То есть постоянный приток людей ощущается (относительно того, что было месяц или два назад).
Даже более того. Как-то мы в беседе упоминали один существенный фактор приходской жизни – наличие или отсутствие общины в приходе. В тех приходах, в которых община не сложилась, действительно очень существенно уменьшилось число людей. Храмы, в которых священник работает с паствой, формируется община. Очень быстро люди услышали призыв Святейшего и разошлись по кельям. Как солдаты во время команды «воздух» моментально исчезают. Но когда отмена команды произошла, они снова становятся в строй как один, еще более крепкие и сплоченные. Это происходит в храмах, в которых есть общины. Люди услышали призыв Святейшего Патриарха возвращаться в храмы, соблюдая эпидемические меры, дистанцию и сохраняя по возможности здоровье друг друга. Но им очень тяжело было прожить время в отдалении от жизни Церкви.
Цифры и наблюдения, которые есть у меня, говорят о том, что на пике эпидемии примерно на треть уменьшилось число прихожан. Сегодня храмы не только наполнены, они переполнены людьми (может быть, это связано с тем, что выходные дни). Где бы ни совершались службы (в селе, в маленьком городе либо в столице Урала), храмы переполнены. Это приносит большую радость и священникам, и сотрудникам храмов, и самим людям, которые погружаются в атмосферу радости.
Я думаю, что из любого сражения люди выходят с выученными уроками. Думаю, что православные христиане должны выносить уроки из внешних обстоятельств, а они могут быть любыми. Но внутренний мир христианина не должен меняться. Мы должны верить нашему Господу Иисусу Христу, искать Его, и ни в коем случае, даже в страшном сне, нельзя помыслить о возможности разлучиться с Матерью Церковью. Как только появляется возможность, необходимо быть в ней, жить с ней, дышать ее воздухом.
– Как причащаться на Светлой седмице? Очень много существует точек зрения: от той, что вообще не надо причащаться или причащаться, исповедуясь как обычно, до той, что можно причащаться каждый день без всякой исповеди. К сожалению, тут и батюшки подливают масла в огонь, высказывая разные точки зрения. Как понимать такое разномыслие? Это разные практики или священники так подходят к разному духовному состоянию вопрошающих людей? Как правильно причащаться на Светлой седмице?
– Правильно причащаться не в суд или во осуждение, не легкомысленно, а всякий раз очень строго спрашивая с себя, куда и к Кому ты идешь. Но я бы советовал нашим телезрителям снова и снова познакомиться с документом о причащении, который был принят нашей Церковью. В нем все просто и понятно. Есть опора на канонические установления и обозначаются некие практики подготовки к причащению, сложившиеся в нашей Церкви, в жизни мирового православия, обозначены границы от некоей строгости (она говорит об очень внимательном отношении к подготовке) до практики частого (несколько раз в неделю) причащения.
Соответственно, в этом коридоре необходимое условие – пастырь. И он как врач. В аптеке много лекарств, но практически на каждом написано: обязательно консультируйтесь с врачом. Это не лекарство плохое или аптека некачественная, а то, что надо очень разумно ко всему подходить. Документ говорит, что необходима обязательная консультация, беседа, совет священника, который определит духовное состояние человека и подскажет, как ему быть: причащаться или не причащаться в конкретных обстоятельствах его жизни.
Мне посчастливилось жить и расти в приходе, который был очень тесно связан с одним из старейших (по советскому времени) приходов Москвы, – «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке. Это был храм, который открыли во время Великой Отечественной войны, где по сей день находится чудотворная икона Божией Матери. Кроме того, что там было собрано очень много святынь, там смогли служить священники, которые до этого были либо рассеяны, либо находились в заключении (там служил удивительный архиерей владыка Киприан (Зернов)). Именно там собрались люди, которые сохранили еще дореволюционную традицию жизни Русской Православной Церкви. Оттуда уже в наш приход перенеслась традиция, что на Светлой седмице врата Небесного Царства открыты, поэтому приветствовалось (и пастыри всячески готовили к этому своих прихожан) на Светлой седмице причащаться каждый день или через день (безусловно, трезвясь и серьезно относясь к этому).
Впоследствии я тоже оказался в одном приходе (уже Ярославской области), где настоятель строго говорил: «Как вам причащаться? Вы постились? Ну-ка, идите отсюда!» Для меня это было удивительно и странно. Хотя это замечательный священник и настоятель, но он воспринял традицию из других регионов – с Украины.
Но тех людей, которые ко мне обращались как к священнику и пастырю, я старался в течение определенного времени все-таки воспитывать и готовить таким образом, чтобы к наступлению Пасхи у них не было сомнений и каких-то препятствий к тому, чтобы причащаться Святых Христовых Таин. Грех не поститься Великим постом, грех поститься на Светлой седмице, в Пасху. Но причащаться, коль скоро совершается литургия, конечно, нужно.
По моему убеждению, которое я стараюсь транслировать тем духовным чадам, с которыми общаюсь, мы должны стараться жить свято, время проводить не в игрищах, а все-таки бывать на Светлой седмице в храме утром и вечером, в перерывах встречаться с близкими и друзьями именно в пасхальной радости, в христианской любви. Если пребываешь в таком состоянии, естественным является причащение по возможности во все дни Светлой седмицы. Если же у человека какая-то ситуация, конфликт в семье, какой-то грех, который вольно или невольно он совершил, это, конечно, требует исповеди. Хорошо, если у человека есть духовник и возможность на Светлой седмице исповедоваться и продолжить общение со Христом через причастие Святых Христовых Таин.
– Мне кажется, проблема в том, что этот вопрос часто задают люди, которые не являются постоянными прихожанами; они ищут какую-то лазейку, чтобы не готовиться, не поститься. «Мы мимо пробегали, забежали, причастились, побежали дальше». Потому что в эту неделю можно причащаться без исповеди. То есть для тех, которые действительно ведут церковную жизнь, этот вопрос не стоит. Но это не значит, что любой пробегавший мимо храма может зайти причаститься, ничего не зная о том, что такое Причастие (что это Тело и Кровь Христовы), даже ни разу не исповедовавшись. Некоторое раздражение, почему их не причащают, мне кажется, есть у этих людей, которые не являются воцерковленными.
– Наверное, именно поэтому документ о причащении Святых Христовых Таин, о котором я вначале упомянул, обозначает границы от частой исповеди и причастия до того, что не надо причащаться на Светлой седмице. И здесь очень серьезная фигура – духовник, который обязан вникнуть в ситуацию и употребить возможности икономии и акривии с пользой для души конкретного человека.
Бывает ситуация, что нецерковный человек пришел на Пасху и такие открытия для себя совершил, что пастырь понимает: для него сейчас является действительно важным и необходимым причаститься Святых Христовых Таин, несмотря на то, что этот человек не постился в полной мере все сорок дней. Здесь вспоминаются слова святителя Иоанна Златоуста: «придите и постившиеся, и непостившиеся». Но этот же пастырь должен ограничить и легкомыслие неких захожан или прихожан, которые воспринимают это как некую вседозволенность. Но такой практики на Пасху нет. Врата Небесного Царства открыты, но входят в них те, которые понимают, куда они хотят прийти, и делают какие-то посильные шаги.
– Следующая тема – царская. Все хорошо знают эти даты: 16–18 июля. Но есть еще не менее почитаемая дата – 19 мая, день рождения царя-страстотерпца Николая Александровича. Как к ней относится церковная традиция и какие памятные мероприятия к этой дате в Екатеринбургской епархии готовятся?
– Да, 19 мая, в день памяти святого праведного Иова Многострадального, родился государь-император Николай Александрович. И в этом году мы уже будем не вспоминать, а переживать 153-ю годовщину со дня его рождения. Для нас на Урале, для жителей Санкт-Петербурга это особые дни. Конечно, очень хочется, чтобы, опираясь на эти даты, мы как-то приблизились умом и сердцем к той личности, что пришла в мир именно в этот день – 19 мая.
Что касается внешних обстоятельств, то в этот день у нас в Екатеринбурге на месте кончины святой царской семьи будет служба: торжественная и праздничная, одновременно с оттенком скорби. Мы будем молиться уже не за государя, а самому государю в этот день, испрашивая его благословения. В Петербурге тоже уже традиционно проходят памятные события в эти даты.
Хочется сказать о личности государя. Бывает, идешь по дороге, закатанной в асфальт многотонными катками, и в этом непробиваемом асфальте трещинка, а из нее пробивается росточек цветка. И понимаешь, какова сила жизни… Человек не имеет способности проникнуть сквозь такую толщу, а маленький цветочек нашел для себя дорогу жизни. В этом отношении какими тоннами, пластами лжи было покрыто имя государя Николая Александровича после отречения его от власти, после ужасного, беззаконного его убиения! Какие силы и средства были брошены на то, чтобы имя Николая Александровича либо было стерто из истории, либо стало именем со знаком минус. Во многом это получилось, я сам этому свидетель. Учась в школе, я воспринимал этот образ из учебников истории и просто из разговоров. И насколько неожиданным лично для меня было раскрытие личности этого человека потрясающего благородства, чести, любви к своей семье, к Родине! Он не отличал одного от другого – весь народ был его народом.
В более зрелом возрасте была возможность ознакомиться с теми потрясающими деяниями, которые он совершил как царь Русской земли, правитель народа. Народонаселение за двадцать три года его правления увеличилось на пятьдесят миллионов. Сейчас много говорят: голосуйте за нас… А здесь народ не шел на выборы, а голосовал в пользу государя, царя-батюшки, тем, что выражал ему доверие. Люди рожают и воспитывают детей тогда, когда доверяют и верят в будущее.
Продолжим про свершения, которые были: это освоение территорий. Но не так, как это впоследствии делалось (забрасывали на целину или в Сибирь людей фактически в невыносимые условия), а прокладывались дороги, строилась инфраструктура. И туда приезжали люди. И темпы, которыми это расселение происходило, говорят, что человек невысокого интеллекта, с низкой ответственностью перед своим народом на это был бы совершенно неспособен.
Более того, мы изучаем какие-то события мировой истории ХХ века, и после того как прекратила свое существование наша империя, подданные государя, наши ученые, военные, рассеявшиеся по миру, в тех странах, где они оказывались, производили такие изменения, что в этих странах помнят имена этих людей. Построены дороги, заводы, самолеты, вертолеты и корабли – это сделали люди, воспитанные в среде, которую сформировал государь-император Николай Александрович. Я считаю, что 19 мая стоит вспомнить его святое имя, обратиться к нему с молитвой благодарности за то, что он сделал, с покаянием за то несправедливое отношение, которое по сей день существует. И, конечно, с молитвой благословения нашего народа, правителей, воинов, нашей Церкви, чтобы его молитвами народ утверждался, Церковь и страна росли, развивались. Я призываю всех, у кого будет возможность в этот день, прийти в храмы помолиться или помянуть добрым словом святое имя императора Николая Александровича.
– В Москве 16–19 мая пройдут ХХIХ Образовательные чтения. Они больше известны как Рождественские, но в связи со сложной эпидемической ситуацией были перенесены с Рождества на пасхальный период и стали, можно сказать, Пасхальными. Вы, владыка, возглавляете Синодальный отдел религиозного образования и катехизации, являетесь организатором этого форума. Как он пройдет в этом году?
– Вы уже упомянули, что сроки проведения чтений перенесены. Кстати, это уже не первый раз: Рождественские чтения уже переносились в год кончины Святейшего патриарха Алексия II в связи с известными событиями, проводились позже. И в этом году в связи с эпидемией они тоже перенесены, но, по счастью, не отменены. И я вижу сейчас, насколько это правильно: тот замысел, который вкладывал Святейший Патриарх Кирилл в перенос сроков.
Был вопрос: проводить как обычно, в сроки, в конце января, онлайн, с минимальным участием людей, которые смогут приехать, либо перенести на май, но провести полноценно, чтобы люди имели возможность встретиться. Чтения перенесены не только по срокам. Традиционное всеми любимое открытие, пленарное заседание проводилось в Государственном Кремлевском дворце, а теперь перенесено в концертный зал «Крокус» в Москве. Соответственно, мы сейчас там осуществляем регистрацию участников. Заявок на личное участие было прислано значительно больше, чем шесть тысяч мест в зале. Поэтому мы вынуждены несколько сокращать заявки, чтобы как-то сбалансировать количество участников из разных регионов, епархий страны и мира. Люди планируют приезд. Будет огромное число интереснейших встреч.
Я сейчас хотел бы сказать несколько зашифрованных слов, которые помогут тем, кто хочет физически поучаствовать в чтениях, а тем, у кого нет возможности приехать в Москву, не лишиться возможности принять в них участие. Дело в том, что было разработано приложение для смартфона «Правобраз», бесплатное. Это приложение достаточно просто и быстро устанавливается, и через него осуществляется навигация по всем мероприятиям Рождественских чтений. Там можно увидеть, какие есть направления: семейное, школьное образование, военное служение священников, тюремное служение, культура, взаимоотношения Церкви и общества. Все семнадцать направлений отражены. Можно выбрать направление и увидеть, по какому направлению, где, когда, во сколько, в каких местах будут проходить встречи, можно увидеть, кто их будет проводить, какие доклады будут звучать.
Есть мероприятия, на которых в залах ограничено количество людей, но можно зарегистрироваться, заявить, что вы будете, чтобы гарантированно у вас было место. Есть возможность посмотреть, в какой день какие проходят мероприятия. Можно посмотреть по площадкам: соборный Храм Христа Спасителя главная площадка, где проходит наибольшее число мероприятий. Если вы туда приедете, проведете там день, то увидите, в каких мероприятиях будет возможность принять участие. Все создано так, чтобы оптимально эффективно провести время. Более того, для тех площадок, на которых будет онлайн-трансляция мероприятий, будут приведены все ссылки, можно будет по ним войти в форум и принять участие. Так что я предложил бы найти у себя в телефоне приложение «Правобраз», зарегистрироваться (там все понятно), выбрать свою форму участия в этом масштабном общецерковном форуме с пользой для себя и тех людей, с которыми мы общаемся.
– Владыка, вернемся на Урал: 25 мая память Симеона Верхотурского, второе обретение его честных мощей. Как пройдут торжества в Верхотурье и можно ли приехать паломникам?
– Нужно приехать. Духовная столица Урала – Верхотурье. Традиционно накануне дня памяти святого праведного Симеона Верхотурского, 24 мая, будет электричка, о которой на телеканале «Союз» много информации, трудно не увидеть, не заметить. Мы приглашаем собраться и приехать. Я не знаю, как во всей стране, но у нас сегодня на Урале прекрасная летняя погода, очень тепло, чистое и светлое небо. Я надеюсь, что Господь благословит и на день памяти Симеона Верхотурского такой погодой, а если нет, то пусть это не будет препятствием (когда для нас погода была препятствием?) для того, чтобы приехать и разделить это весеннее празднование – день памяти святого праведного Симеона Верхотурского.
Конечно, напряженная обстановка с точки зрения эпидемической ситуации сохраняется, поэтому надо соблюдать те меры, которые предписаны. Маски, антисептики, аккуратность общения друг с другом – это безусловно. Но событие, на которое нас собирает святой, под чей покров мы сможем прийти, для нас много значит. Я надеюсь и искренне верю, что отправившиеся в это путешествие не лишатся тех даров, которые они ожидают получить от святого праведного Симеона.
– А в самом монастыре какие-то изменения произошли за последнее время в плане его восстановления, реставрации? Когда-то речь шла даже об открытии там Уральской лавры. Немножко отошла эта тема, что-то этому сильно мешает. Как дела с самим монастырем?
– Я бы сказал не столько о монастыре, сколько о городе Верхотурье. Город очень изменился в лучшую сторону за прошедшие пять лет. Кто бывал в Верхотурье, не может не ощутить этого. Центральную площадь города раньше не было видно (были какие-то огромные деревья, кустарники, заболоченные низины), а сейчас это все очень красиво, открыто, благоустроено, открывается простор – просто красота. Женский Покровский монастырь Верхотурья, который в этом году празднует 400-летие, преобразился, просто прекрасен, радушно открывает свои двери для всякого паломника. Поэтому это еще одно свидетельство возрождения Верхотурья как духовной столицы Урала.
Что касается Никольского монастыря, невооруженным глазом видно, что Крестовоздвиженский собор претерпел очень серьезные изменения, были приложены огромные силы и средства к тому, чтобы его внешний облик стал таким, какой он сегодня. Братский корпус приведен в должный порядок, трудами отца Иеронима и братии благоустроена территория, но монастырь настолько большой, настолько много было нашими благочестивыми предками построено, что требуются еще колоссальные усилия, чтобы это возродить.
Мне довелось буквально месяц назад участвовать в межведомственном совещании, в котором принимали участие и руководители нашего региона с помощниками, и представители, которые отвечают за федеральные программы, и представители уральских меценатов. Очень серьезно, внимательно, буквально по пунктам говорили о том, какие необходимо предпринять усилия, чтобы к 300-летию Екатеринбурга, что уже совсем скоро мы будем отмечать, произвести и завершить полноценный капитальный ремонт как Крестовоздвиженского собора, так и построек на территории монастыря. Эта работа не будет закончена с 300-летием, она будет продолжаться. Но очень конкретно, предметно, ответственно ведется разговор, и я думаю, что так же ответственно будут вестись и дела по программам реставрации, которые мы запланировали.
– Раз мы заговорили о монастырях, какова сейчас ситуация в печально прославившемся Среднеуральском монастыре? Какие перспективы ожидают его в ближайшем будущем?
– Сегодня монастырь закрыт решением суда. Суд счел те обстоятельства, которые перед этим были ему представлены со стороны целого ряда ведомств, более чем достаточными, чтобы на какое-то время приостановить жизнь обители и устранить те нарушения, которые были найдены. Но я бы сделал акцент не на этом. Церковь свое слово говорила неоднократно устами митрополита (тогда Екатеринбургского и Верхотурского) Кирилла, ныне Казанского и Татарстанского. Он, как никто иной, был хорошо осведомлен о том, что происходит; был погружен и в те позитивные, безусловно, процессы, что наблюдались в Среднеуральской обители, и в те проблемы, которые производил на свет духовник обители (тогда еще схиигумен Сергий). Владыка пытался пастырскими, архипастырскими, человеческими методами привести этого человека к нормальному состоянию православного христианина, священника и пастыря.
Но мы знаем, чем это закончилось: схиигумен Сергий лично себя противопоставил Церкви, свой монастырь – другим приходам и монастырям, заявляя о некоей абсолютной исключительности этого места, его личности и его последователей. Вследствие этого после нескольких заседаний Церковного суда (епархиального, общецерковного) он был лишен священного сана, на сегодняшний день он не является членом Церкви: за него нельзя в Церкви ни частичку вынуть, ни свечку поставить; можно лишь ожидать покаяния и возвращения его в лоно Церкви как монаха.
То, что последовало дальше, является логичным продолжением: человек, который себя таким образом отверг, отсек от тела церковного, пошел дальше – обличать государство, власти. Государство в ответ сказало свое слово. Сначала Церковь, Святейший Патриарх сказали: Вы не являетесь более ни священником, ни членом Церкви. Впоследствии государство сказало: коль скоро Вы хотите навести порядок за три дня в стране, сначала государство наведет порядок у Вас в обители. Прошло множество проверок, было выявлено множество нарушений, на основании их приняты те решения, на которые мы сегодня со стороны взираем. Пришли судебные приставы, опечатали помещения.
Сегодня в монастырь нет возможности войти ни у меня, ни у священников, ни у тех людей, которые привыкли туда приходить. Он охраняется судебными приставами и нарядами правоохранителей, работают эксперты, которые выявляют состояние зданий, нарушения и возможность их исправления. Соответственно, при участии государства формируется команда строителей, которые будут эти нарушения устранять.
Когда это окончится, печати будут сняты, государственная охрана будет снята, монастырь будет возвращен Русской Православной Церкви – и мы будем возобновлять, восстанавливать там жизнь. При этом люди, которые жили в обители, провели там годы и годы своей жизни, положили свои труды, смогут вернуться туда при одном условии – как чада Церкви, а не как последователи конкретной личности, принеся покаяние перед Церковью, Святейшим Патриархом, перед митрополитом Кириллом, которого, к сожалению, они очень больно ранили своими высказываниями.
Для нас каждый человек, который там жил, безусловно, дорог. Я сегодня общаюсь с этими людьми. Есть те, у которых пелена спала с глаз. Они говорят: «А мы даже над этими вопросами не задумывались». Хотя бы такой важный пример: когда был запрещен, извергнут из сана бывший схиигумен Сергий, были предупреждены священники, которые там служат: «Братья, есть каноны, апостольские постановления, постановления Вселенских Соборов о том, что если вы сослужите с человеком, лишенным сана, то и себя подвергаете тому, чтобы быть лишенными сана».
Как полагается, были направлены одно, второе, третье предупреждения. Но так была построена жизнь в монастыре, что до некоторых это лично не доходило. Было принято церковное решение о лишении их сана (невозвратное). Сегодня они говорят: «А нам даже не говорили, мы даже не знали, мы в лесу сидели, не слышали, не думали…» К сожалению, незнание закона не освобождает от ответственности. Конечно, мы живем не по законам, мы живем в благодатной среде, но есть определенные принципы, которые действуют. Как в армии, как в медицине.
Это колоссальная трагедия, это рана, но каждый из этих людей дорог, и сегодня прямо либо косвенно мы пытаемся с ними налаживать какие-то отношения, общение. Я бы очень хотел, чтобы это общение привело к возврату всех в лоно Матери Церкви. Как будет организована жизнь в обители – это вопрос времени. Но скажу лишь одно, что жизнь на этом месте будет продолжаться в интересах людей (церковных, нецерковных) таким образом, чтобы это место сохраняло за собой харизму духовной лечебницы для людей, что будут туда приходить.
– Наша сегодняшняя встреча завершается, просим Вашего напутствия.
– Дорогие братья и сестры, дорогой батюшка, в эти пасхальные дни любое слово тускнеет на фоне слов о воскресшем Христе. «Христос воскресе! Воистину воскресе!» Пусть эти слова каждый день, каждый час, каждую минуту звучат в нашем сердце, в нашем уме. Не просто звучат, а согревают и радуют нас. Христос воскресе!
– Воистину воскресе Христос!