По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

25 апреля 2021

«В эти Пасхальные дни избирается Жертвенный Агнец»: наставление в праздник Входа Господня в Иерусалим

О событии, которое описывают все четыре Евангелия и о духовной сути праздникарассказал в своей традиционной рубрике «Великопостные беседы» иерей Даниил Рябинин, руководитель молодежно-миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, настоятель Благовещенского храма в Академическом районе Екатеринбурга.

— Сердечно поздравляю всех вас, дорогие братья и сестры, с великим и двунадесятым праздником Входа Господня в Иерусалим, который также называется Неделей Ваий, Пальмовым воскресением, Неделей цветоносной, а на Руси, с XI века — Вербным воскресением!

Во всех отношениях, это удивительный день церковного календаря. Обычно все великие праздники имеют дни предпразднствования и попразднствования, которые органично вписываются в ритм богослужебной жизни, Вербное же воскресение, словно молния, врывается в наш Великопостный календарь сразу после Лазаревой субботы и освещает собой Страстную седмицу, имея лишь день на свои торжества.

О нем рассказывают все четыре Евангелия, уточняя в деталях событие, потрясшее весь Иерусалим. Внешняя сторона происшедшего выглядит конечно впечатляюще и величественно. После воскрешения умершего Лазаря, известие о котором стало достоянием всех, Христос торжественно, словно Царь, входит в Иерусалим, собирая на это несанкционированное шествие весь город.

Однако, мы-то знаем, что именно в эти Пасхальные дни избирается Жертвенный Агнец, который является средоточием Великого Праздника. И Христос Себя делает этим Агнцем, идущим на смерть для искупления всех и для их спасения. В радостных возгласах, подстилании плащей и пальм на пути следования Спасителя мы видим не только встречу и приветствие жителей, но и прощание, хотя они об этом и не все догадываются, с Мужем Скорбей (Ис.53.1-3), для того, чтобы вскоре видеть Славу Его Воскресшего и в день Пятидесятницы слышать проповедь Петра для создания Церкви.

Ограничивая сразу помыслы некоторых о Своей политической роли в жизни оккупированного римлянами Иерусалима, Спаситель садится не на коня, чтобы войти в город, как Государь войны и полководец, а избирает маленького ослика, чтобы войти как Царь Мира. Вот только Царство Его не ограничивается территориями, народами и временами. Оно – вечное, беспредельное и доступное каждому, кто его возжелает и примет Христа как своего Царя и Спасителя.

Для нас, несущих труды Великого поста, этот праздник, конечно же, день духовного и телесного отдыха и вместе с тем ободрение перед строгой Страстной седмицей, когда мы будем переживать все, что приведет к Кресту, гвоздям, копию, смерти и Воскресению.

На богослужении мы освящаем ветви верб, как одного из зеленеющих к этому времени растений, чтобы сделать наши дома причастными и эстетически, и исторически, и духовно нашей Евангельской православной традиции, и каждый идущий в этот день из храма, с освященными веточками, одним своим видом напоминает возглас праздника: «Осанна в вышних! Благословен Грядый, во Имя Господне!»

Действующие лица