Что ищет молодёжь в Церкви и нужна ли им вера, как молодым найти свою половинку и создать гармоничную семью, и нужно ли подростков заставлять ходить в церковь — на эти и многие другие вопросы в еженедельном проекте «Онлайн с уральским батюшкой» ответил протоиерей Александр Сандырев, настоятель храма во имя святого великомученика Георгия Победоносца города Екатеринбурга.
Долгое время батюшка возглавлял и духовно окормлял молодежный отдел Екатеринбургской епархии. Он один из инициаторов и организаторов популярной интерактивной историко-просветительской молодёжной игры «Познай истину». Ныне отец Александр возглавляет один из самых «молодежных» приходов нашей епархии. Работать с молодежью батюшка начал ещё в девяностые годы, когда сам был вполне юным человеком.
Тема «Молодёжь и церковь» достаточно новая, церковь в этой теме пока движется наощупь, рассказал священник. Сама молодёжь связана с темой свободы, с самореализацией. Раньше молодежи не было, были дети и взрослые, и у человека не было свободы выбора, часто дети шли по стопам отцов, становились, например, плотниками. Но с развитием общества и технологии появилась молодежь, которая могла уехать из своей среды, как, например, это сделал Ломоносов. Именно в XIX веке появляется прослойка людей, которые хотят что-то изменить, и уже в XX веке во всём мире родилась проблема молодёжи.
Ещё в 2000-х годах молодёжь приходила в церковь в поисках истины и смысла. Сам отец Александр был таким: он читал религиозные книги, искал веру, Бога. Сегодня молодёжь реже приходит в церковь с таким запросом, она приходит пообщаться, если есть возможность найти спутника жизни. Последнее время вопрос смыслов стоит на втором месте, потому что сегодня очень рано человеку нужно определиться с профессией, чтобы начать зарабатывать, жизнь становится гонкой за образованием, постоянно требуются какие-то знания — это расставляет приоритеты. Поэтому сейчас крайне редко молодой человек приходит в церковь в поисках Бога; он приходит в церковь, потому что у него ступор, он не знает, кем ему быть, ему нужно выбирать профессию и делать карьеру; поэтому наиболее адекватные молодые люди приходят, чтобы найти понимание, сочувствие.
— У нас на приходе, надеюсь, и в других храмах тоже, создаются вот такие лагуны, где могут встретить молодого человека и попробовать его понять, чтобы немножко направить. Молодёжь в церкви ищет радость, взаимопонимание, счастье, чтобы расставить всё на свои места, — отметил батюшка. — Перед Татьяниным днём часто заказывают молебны, при поступлении в различные учебные заведения летом, перед ЕГЭ просят помолиться, в этом нет ничего страшного. Потому что вера — это такая сила, которая помогает человеку достигать целей. А вот вопрос целей — сложный вопрос.
Самый главный выбор в жизни человек — это выбор спутника жизни, выбор профессии и выбор мировоззрения, веры и религии. Как не ошибиться при выборе профессии? Ведь ты вкладываешь в профессию свои силы и время, и не хочется разочароваться в своем выборе. Если человек размышляет о жизни, то он приходит к вопросам «кем быть, каким быть и ради чего жить?». Если у человека нет высоких целей, то и жизнь будет соответствующая. И задача Церкви, как считает батюшка, ставить перед молодым человеком высокие цели, которые связаны с тем, что он может изменить эту жизнь, может изменить мир вокруг себя. Отец Александр привёл в пример Александра Невского, который был успешным полководцем и дипломатом, он умел очень быстро находить нужные решения. И принятие сложных решений помогли ему изменить сознание всех русских людей, начать долгий процесс образования нашего русского государства — Московской Руси. Вера помогла ему увидеть возможность изменить сознание, отношения между людьми, потому что самое главное в этом мире — найти доверие между людьми, и на доверии уже что-то построить, — отметил священник.
— Задача Церкви в том, чтобы найти такие слова, цели и задачи, чтобы не просто успокоить молодого человека, а чтобы зародить в его сердце надежду, стремление, чтобы его энергию направить в нужное русло. Наша задача открыть евангельскую любовь, потому что именно сознание евангельской любви есть изменение самосознания. Как её обрести и какую связь она имеет с вопросом выбора второй половины? Нам нужно донести до сознания молодого человека, что, обретая спутника жизни, он обретает того, с кем вместе пойдёт ко Христу, и их любовь должна быть пропитано евангельской любовью, — уверен священнослужитель.
Евангельская любовь — осознание, что Христос полюбил и пошёл за тебя на крест, это очень личное и связано с чтением Слова Божия, подчеркнул пастырь. Христос есть любовь, и Бог есть любовь, и Он нам открывает эту любовь, и мы имеем благодатную почву. Евангельская любовь связана с тем, что когда ты делишься радостью и счастьем, ты получаешь в ответ ещё больше. Научить человека жить в такой радости, чтобы он постоянно находил повод поделиться ею — очень важный момент. Раньше, когда человек женился, его сразу не брали на войну, он должен был быть дома и научиться радоваться. Через год, если в семье всё нормально, появляются дети, обустраивается дом, человек может идти на войну, потому что у него есть своё счастье и своя любовь и он начинает осознавать, ради чего воевать. Евангельская любовь открывает нам радость встречи с Богом и друг с другом. Осознание долга становится цементом, который скрепляет кирпичи, это то, что держит всю конструкцию.
В ходе интернет-эфира слушатели задали отцу Александру вопрос: как быть, если супруга мечтает о самореализации, а ей предлагается «Kinder, Küche, Kirche» (дети, кухня, церковь)? Это современный вопрос, связанный с изменением социальных ролей, отметил протоиерей Александр Сандырев. Молодость связана со свободой и, в том числе с проблемой социального выбора. Поскольку мы сотворены Богом в мужском и женском виде, в разных культурах у каждого человека происходит некий поиск, и в связи с этим люди могут сталкиваться друг с другом. Евангельскую любовь завершает власть людей друг над другом, в хорошем смысле слова «владеть», обладание землёй и друг другом. Господь открывает нам радость и счастье, что мы можем вместе идти, что мы вместе можем служить, потом открывает нам долг по отношению друг другу и на четвёртом месте только стоит власть любви. Проблема начинается тогда, когда человек меняет всё местами, когда он начинает с власти. Когда мужчина говорит, что женщина обязана его слушаться, он манипулирует своей силой, но никто никому ничего не обязан, кроме взаимной любви, как говорит апостол Павел. По Священному Писанию муж является главой, а жена является сердцем, и когда это так, тогда и можно говорить о власти, о том, что человек может чем-то владеть. И желание супруги о самореализации, когда есть семья, дети, любовь, становится естественным и имеет право быть, в этом нет ничего страшного.
Во время беседы батюшке задавали вопросы о подростках: как их удержать в церкви; почему подростки часто покидают церковь, казалось бы, там им должно быть хорошо, есть радость, счастье и любовь? Подростки — очень сложная тема, с которой надо разбираться не одно десятилетие. Подросток — это тот человек, который начинает осознавать свою свободу. И подросток в церкви — всегда не просто, здесь нужны изменения в сознании верующих людей. Батюшка рассказал, что на приходе во имя святого Георгия Победоносца, где он служит настоятелем, есть клуб, куда ходят подростки. И многие верующие говорят, что они бездельничают, смотрят фильмы, некоторым людям кажется, что их развлекают, говорят, что они ничего не делают для прихода. Но батюшка подчеркнул еще раз, что когда Господь даёт благодать, он не требует, что бы мы сразу изменились, нам даётся столько благодати, сколько мы сможем вместить. И только потом наше представление обо всём меняется.
Говорят, что реализовать себя необходимо в труде, но проблема в том, что есть такой труд «homo ludens» — человек играющий, об этом говорил философ Хейзинг. Человек формируется через игру, если дети не играют, они не могут жить. Воспитание, по мнению батюшки, надо начинать с того, чтобы ребенок учился играть честно и умел проигрывать. Честно играть — это труд, когда он честно играет, то имеет какую-то цель. Таким образом, формируется его честь, умение честно играть и честно проигрывать.
Подростки, и это необходимо признать, являются самыми слабыми членами церкви, они только-только «вылупились из яйца», начинают делать свои первые шажочки в этой жизни. Подросток как цыпленок — он сам ходит, но он ещё ничего не понимает. И вот у подростка появилась своя воля, свои стремления, он не знает, куда идти. И вот здесь нужно сопроводить и научить человека. Подросток, приходя в церковь, должен получить особое «питание», но нет универсальных советов, как это сделать. Батюшка приглашает прийти к ним на приход, чтобы посмотреть, как там занимаются с подростками.
Помочь подростку перейти в следующую возрастную группу могут интерактивные игры. Педагогу важно с каждым ребёнком выстраивать личные связи. Например, если ребята сходили в поход, но у педагогов и детей друг с другом не образовалось каких-то личных связей, личного общения, то всё это было напрасно. Должны образовываться личные связи, то есть любовь людей друг с другом.
Напомним, «Онлайн с уральским батюшкой» — это цикл видеовстреч с православными священниками, клириками Екатеринбургской епархии. Онлайн проходит каждую пятницу в официальной группе Екатеринбургской епархии в социальной сети «ВКонтакте».
Задача проекта — представление приходов и священников Екатеринбургской митрополии, духовные беседы с верующими в формате онлайн. В проекте уже приняли участие:
— иерей Душан Михайлович: «Главное — услышать голос Господа»;
— иерей Константин Корепанов: За время Великого поста каждый должен прийти к вопросу: «Какова воля Бога и что Он хочет от меня?»;
— иеромонах Аркадий (Логинов): «Разговор с Богом. К чему ведёт отсутствие духовного просвещения в жизни христианина?»;
— протоиерей Евгений Попиченко: «Великий пост — это время настроить взаимосвязь с Богом»;
— иерей Кирилл Кузовников: «Важность богослужения можно показать только своим примером»;
— иерей Иоанн Парамонов: «Молитва как орудие для стяжания благодати Духа»;
— иерей Димитрий Задорин: «Предназначение — это то, что наполняет саму смерть жизнью»;
— иерей Игорь Константинов: «Христианская забота и любовь должны распространяться за пределы церковной общины»:
— иерей Андрей Юганец: «Если центром прихода будет Господь Бог, то все получится»;
— иерей Димитрий Ваулин: «Диалог — основа будущего брака»;
— протоиерей Алексий Яковлев: «Зачем нужен Толкин, когда есть Катехизис»;
— иерей Иоанн Никулин: «Здесь все смотрят «Союз» и знают Екатеринбург»: традиции празднования Рождества Христова в Польше;
— протоиерей Андрей Канев: Патриотизм как ответственность за место, где ты живешь;
— иерей Андрей Щукин: «Во время Рождественского поста у человека есть возможность посмотреть внутрь себя»;
— иерей Даниил Рябинин: «Когда Божественная благодать касается человеческого сердца»;
— иерей Алексий Русин: «Мы стараемся любить друг друга, терпеть и уважать»: секреты крепкого прихода
— иерей Илия Алксандров: «Может ли любовь к детям быть безграничной?».