О том, что все мы — часть Церкви, даже если сердце помрачилось, а ум возгордился; и о том, что угроза оказаться вне Церкви должна стать побуждением к исправлению, рассказал в своей традиционной рубрике «Великопостные беседы» иерей Даниил Рябинин, руководитель молодежно-миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, настоятель Благовещенского храма в Академическом районе Екатеринбурга.
— С праздником вас, дорогие мои братья и сестры! Минула уже целая седмица Великого поста, и мы празднуем сегодня день Торжества Православия.
Основа этого Праздника коренится в трагических событиях жизни Церкви девятого века. На протяжении нескольких десятилетий двумя волнами сторонники иконоборческой ереси, получившие доступ к власти, жестоко преследовали православных христиан, сами себя называя православными. Грабили храмы, уничтожали святыни, убивали сотнями людей.
Положили предел этим неистовствам святейший Мефодий и царица Феодора, которой удалось вымолить и своего почившего мужа, последнего императора иконоборца Феофила.
Особо торжественно были восстановлены решения VII Вселенского собора о почитании святых образов. В память об этой радости и был установлен сегодняшний праздник, совершать который определили в первый воскресный день Великого поста. Со временем чин богослужения праздника стал включать в себя не только провозглашение отлучения от Церкви, то есть анафемы, иконоборцев, но и перечисление основных ересей и заблуждений, опровергнутых святой Церковью. Отсюда и название праздника: Торжество Православия, как воспоминание слов царя Давида: «Радуйтесь, праведные, о Господе: правым прилично славословить». (Пс.32,1). Эту правоту Православная Церковь пронесла через ненависть, гонения, отступление верных, глобальные искушения, богословские споры и лютую дьявольскую ненависть, ведь это не человеческая правота, а Истина Самого Бога, Церковь Которого «Столп и утверждение Истины», «Полнота, наполняющая все во всем».
И когда Церковь – Дом Бога Живого устами соборных определений констатирует, что то или иное заблуждение не может быть принято как православное, а люди, не желающие по своей гордости употребить душевные и интеллектуальные силы для познания Богооткровенных истин, отлучены от церковного общения, эта духовная мера призвана лишь к спасению. Спасению тех, кто надеется и верит, что Церковь как Тело Христово не даст совратить своих членов в ересь. И к спасению тех ее чад, чье сердце помрачилось, а ум возгордился, но кто плоть от плоти был когда-то христовым и эту ценность может осознать через опасность ее утерять.
Да, в Церкви мы все сохраняем свою личную ответственность и личную же неприкосновенность нашей духовной жизни и одновременно мы сами — часть Церкви, так как одной с нею Крови, Крови Искупившего нас Иисуса Христа. Так же, как, например, в семье. Каждый член семьи – вроде бы и сам по себе, но у всех одна фамилия и все члены семьи друг другу – родня, потому, что и кровь у всех – одна. И в каждой семье свои традиции, свой порядок, свои обычаи, выработанные годами, проверенные поколениями. И страшно остаться без семейной поддержки, без семейной помощи и семейной любви, и заботы. Как говорил один из героев популярного западного фильма: «Нельзя отворачиваться от семьи, даже если она отвернулась от тебя». Но если это понятно в обычной жизни, тем более, это должно быть ясно в жизни духовной.
Церковь – наша христианская семья и когда есть угроза того, что человек может оказаться вне ее, это должно стать и становится побуждением к исправлению, а не ожесточению. К примирению, а не к упрямству. К страху потери, а не к легкомыслию.
И потому, даже в нашем грозном предостережении об участи последователей ереси звучит в День Торжества Православия забота и любовь о всех людях, на всей Земле. Ведь Церковь что гонимая, что торжествующая – всегда для всех! Будем же торжествовать, пока Бог дает нам такую радость! С Праздником всех!