О том, что Великий пост — время, посвящённое Богу, как пост помогает победить зависимость от мира и чем важен канон преподобного Андрея Критского в начале Великого поста — на эти и другие вопросы в еженедельном проекте «Онлайн с уральским батюшкой» ответил руководитель Центра подготовки церковных специалистов имени священномученика Фаддея (Успенского), духовник Екатеринбургской духовной семинарии иерей Константин Корепанов.
Отец Константин начал свою беседу с того, что определил Великий пост как время, посвящённое Богу, время, которое мы проживаем только с Ним.
— Каждый, кто проживал Великий пост так, как это предлагает Церковь, хотя бы один раз: будучи с Богом и на службе, и после, и днем, и ночью, — чувствует, что совершается духовная весна, — сказал священник. — И как человек естественно радуется весне, таким же образом он должен радоваться Великому посту; весна пришла не только в природе и не столько в природе, сколько на душе. Богослужебные книги говорят о том, что закончилась зима невоздержания, зима греха, и мы вступаем в весну, делаем то, что помогает обновлению нашей души.
Земля приближается к солнцу, человек приближается к Богу, отметил пастырь. И это приближение является источником его обновления, человек чувствует, что пробуждается всё подлинно жизненное, подлинно человеческое. Это обновление касается того, что мы делаем в жизни. Обычно мы живем так, как этого требуют обстоятельства, время, место. Если мы, например, захотели отдохнуть, то отдыхаем, захотели посмотреть кино — смотрим. А Великий пост как раз приводит человека к обновлению жизни в Боге. Человек говорит: «Господи, не моя воля, но Твоя да будет. Я хочу смотреть фильмы, но не смотрю, я хочу читать литературу, газеты, хочу сидеть в интернете, но идет пост. Я воздержусь от этого. Я спрашиваю тебя, Господи, чего Ты от меня хочешь, что Ты хочешь, чтобы я сделал в этот пост, что Ты хочешь, чтобы я делал?». Такой вопрос должен созреть у человека если не в первую неделю Великого поста, то хотя бы в последнюю. Это одна из сторон обновления.
— Первую неделю Поста мы проходим купель канона Андрея Критского, мы буквально перебираем всю свою жизнь, образы Ветхого Завета, и это помогает нам обратить внимание на себя, мы перетряхиваем сами себя. В этом сама суть канона Андрея Критского: я же живу для себя, я оскотинился, озверел, опошлил всю свою жизнь, потому что это сделал я, я виноват. И вот это понимание наводит на мысль: «Научи меня творить и волю Твою, дай мне силы творить волю Твою, вразуми меня, научи меня оправданиям Твоим, скажи мне что-то». Покаяние — не просто психоанализ, помогающий проанализировать себя. Это вытряхивание себя из своеволья, самоугодья, из обычной рутиной человеческой жизни. И возможно это лишь исповедуя заповеди Божьи, — отметил батюшка.
И канон Андрея Критского помогает в этом, поскольку все образа Священного Писания там используются для осуждения своей воли, своих страстей, эти же слова Писания направляют нас ко Христу, чтобы творить Его волю, служить ближним своим. Если человек понимает, что он может служить своим ближним, помочь сделать что-то не для себя, а для других, то у него постепенно созревает вопрос: «Какова воля Божья, что Ты от меня хочешь?». Это и есть искомое состояние, которое должно случиться с человеком за дни Великого поста. Если бы это был недельный пост, мы бы поплакали и вернулись к своим делам, но это Великий пост. Обычный человек думает, что через две недели пост закончится, и опять он будет кушать мясо, пить вино, смотреть телевизор. Тогда зачем всё это, что он должен получить в итоге, чего должен добиться, что сделать? И вот эта мысль важна. А к концу шестой недели мы должны донести осознанный плод Великого поста. Некоторые вещи человек осознал и понял, что больше не будет это делать, будет молиться, по-другому относиться к своим детям, к работе. Он приобретает решимость исполнять волю Божию осознанно.
Вторая сторона обновления во время Великого поста — это обновление своей зависимости от мира, потому что мир лежит во зле, и мы вместо того, чтобы быть рабами своего Бога, являемся рабами мира. Это грустно, печально и болезненно, отметил батюшка. Человек должен осознать, что его зависимость от мира — это плохо. Апостол Иаков говорит: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога?». И по слову апостола Павла мы должны всё равно вылупиться из этого мира. Конечно, мы всецело к этому не готовы, отметил священник. Но тем важнее для нас Великий пост. Он не был важен для Антония Великого, Серафима Саровского, Сергея Радонежского, для них Великий пост начался однажды и никогда больше не кончился. Пост важен для нас, потому что мы не способны долговременному завлечению образа мира сего, но постепенно отдирая кусочки своей плоти, кусочки своей души и духа от привязанности к миру, от зависимости своей от мира, от того, чтобы действительно возродиться в свободу чад сынов Божьих — вот для этого нам нужно горнило Великого поста.
— Зависимость от мира, как сказал апостол Иоанн Богослов, проявляются трояко: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. Мы должны избавиться от этих трояких зависимостей. Похоть плоти упраздняется, в первую очередь, воздержанием чрева. Похоть очей упраздняется тем, что мы следим за собой и бережем свои очи, не пялимся по сторонам, не смотрим телевизор, не глазеем в интернет, стараемся сохранить целостность своих очей, стараемся больше читать, больше размышлять, чтобы не плыть по потоку этого мира, касаясь очами, а стало быть и душой, всего того, что в мире разлито. И гордость житейская, которая касается в основном собственности, пресловутого потребления, упраздняется тем, что мы начинаем заботиться о людях, отдавать им деньги, думать о том, что есть у них, а чего нет, думать, как сделать их жизнь лучше, — пояснил иерей.
Мы видим, что воздержание в пище — лишь маленький кусочек постного делания, продолжил батюшка. Замыкаясь только на воздержании от пищи, мы делаем только одну четвёртую часть того, что нужно делать. Нужен полный пересмотр жизни, покаяние и смирение, высвобождение от зависимостей, которые делают нас человеком этого мира. Чтобы возродиться к жизни, чтобы обновиться, нам нужно масштабное дело, не только ограничение нашего чрева, но и молитва перед чтением, милосердие, воздержание, размышление, переживание радости от того, что рядом с тобой есть люди, радости которых ты можешь радоваться, помощи которых ты можешь тоже радоваться. И это самое главное дело.
Батюшка зачитал замечательные строки книги пророка Исаии: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень».
— «От единокровного твоего не укрывайся» означает не укрываться от того, кто живёт с тобой под одной крышей, вы должны почувствовать, что пост — это время радости, когда мы все вместе, и тогда между нами Христос. Мы забываем, что кроме уединения есть ещё жизнь с людьми. Ведь Христос не только уединялся, Он жил с людьми. И нам сказано: «Носите бремена друг друга и таким образом исполните закон Христов». Для нас отвернуться от суеты мира, от работы, друзей, приятелей, от магазинов, интернета, смартфона и повернуться лицом к нашим детям, супругам — уже будет великим деланием поста, потому что это будет исполнением заповедей Божьих о служении, любви, — отметил отец Константин.
Один из слушателей, задававших вопрос в комментариях, отметил, что в храме канон Андрея Критского читается очень быстро, и он едва улавливает читаемое, поэтому порой чувствует себя каменным. Отец Константин ответил, что если у слушателя такая беда, батюшка просит молиться за священника, который читает канон, всем вместе помолиться тайком, чтобы Господь вразумил его, как нужно читать канон.
— Вы можете сходить в храм и просто помолиться, пусть вы не слышите, что читают, вы просто молитесь о том, чтобы Господь дал смирение, возможность творить волю Божию, вы же знаете, о чём этот канон. А придя домой, выключите свет, включите запись трансляции канона, который читает Святейший Патриарх, зажгите свечи, встаньте на колени, включите тишину дома и вы переживете этот канон, — сказал пастырь.
Он также подчеркнул, что тот, кто присутствует в храме на чтении канона, лишает себя тех «благодатных даров, которые изливаются с неба людям, церковно переживающих покаяние»:
— Благодать, коснувшись одного, начинает переливаться на других, это удивительное единство, удивительная тайна. А когда ты увлекаешься, переживаешь это как церковное действие, это так глубоко тебя касается, что не забудется никогда.
— Я видел в некоторых храмах молодые люди приходят, стоят в стороне, поближе к стеночке, к входу в храм. Их никто не видит, они достают свои смартфон и включают канон Андрея Критского, — говорит батюшка. — Может, им вдалеке не слышен голос священника, читающего канон, но у них перед глазами есть текст, и они стараются это прожить. Никто не делает им замечание, что их телефон светится, потому что все понимают — они хотят вчувствоваться в этот канон, вдуматься, ужиться в слова. Это тот редкий очень редкий случай, когда современные технологии можно использовать для созидания собственной души, — отметил священник.
Таких радостных лиц, которых можно встретить во время чтения канона Андрей Критского, пожалуй, можно встретить только на Пасху, говорит батюшка. Последние три года священнического сана, за чтением Великого канона батюшка побывал в разных приходах и видел разных людей, они были необыкновенны, они не были веселыми, но они были мирными и радостными.
— Человек, который пестовал меня вначале церковной жизни, говорил, что если человек приходит на Великий канон унылый, он далек от покаяния, он очень гордый человек, помолись о нём, потому что нормальный церковный человек приходит на Великий канон в состоянии радости. Вот-вот начнётся его любимое действо, любимые слова любимого канона, любимая слёзы перед лицом любимого Бога. Я видел бабушку 74 лет, которая, дожив до понедельника Великого поста и дойдя за час до храма, села и сказала: «Ну, слава Богу! Теперь можно умирать, вот послушаю канон и можно умирать». У неё было благостное выражение лица, её черный платочек словно искрился от того, что человек пришел к Богу, — поведал батюшка.
В храме выключен свет, у каждого в руке горит свеча, мерно звучат слова канона, и склонившиеся люди в этой торжественной, благостной обстановке — это словно картина маслом, это ни в коем случае не уныние. Если человек в дни Поста ходит унылый, значит, он делает что-то не так. В церковной литературе есть представление о том, что подлинное покаяние, творит радость, неподлинное — приводит к унынию.
Напомним, «Онлайн с уральским батюшкой» — это цикл видеовстреч с православными священниками, клириками Екатеринбургской епархии. Онлайн проходит каждую пятницу в официальной группе Екатеринбургской епархии в социальной сети «ВКонтакте».
Задача проекта — представление приходов и священников Екатеринбургской митрополии, духовные беседы с верующими в формате онлайн. В проекте уже приняли участие настоятель екатеринбургского храма Иннокентия Московского иерей Илия Александров; настоятель Казанского храма в Екатеринбурге иерей Алексий Русин; руководитель молодежно-миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, настоятель Благовещенского храма в Академическом микрорайоне уральской столицы иерей Даниил Рябинин; руководитель отела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, клирик храма Вознесения Господня в Екатеринбурге иерей Андрей Щукин; руководитель отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами, правоохранительными и исправительными учреждениями Екатеринбургской епархии, настоятель прихода в честь Владимирской иконы Божьей Матери на Семи Ключах протоиерей Андрей Канев; кандидат богословия, кандидат исторических наук, доцент кафедры церковно-исторических и гуманитарных дисциплин Екатеринбургской духовной семинарии священник Польской Православной Церкви иерей Иоанн Никулин; наместник Свято-Косминской пустыни игумен Петр (Мажетов); организаторы и ведущие проекта «Супружеские встречи» в Екатеринбурге иерей Димитрий Ваулин и его супруга Ирина; протоиерей Алексий Яковлев, настоятель храма во имя святителя Николая Чудотворца на Синих Камнях; благочинный Рождественского округа храмов Екатеринбурга, настоятель храма в честь Рождества Христова на Уралмаше иерей Андрей Юганец; благочинный Арамильского церковного округа, настоятель храма во имя Святой Троицы города Арамиля иерей Игорь Константинов; настоятель храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы поселка Горный Щит иерей Димитрий Задорин, а также иерей Иоанн Парамонов, настоятель прихода во имя святого страстотерпца врача Евгения Боткина в Первоуральске, заведующий кафедрой теологии Миссионерского института Екатеринбургской епархии; иерей Кирилл Кузовников, настоятель храма во имя Николая Чудотворца в поселке Исток и храма святого Иоанна Воина в Берёзовском, протоиерей Евгений Попиченко, руководитель отдела социального служения Екатеринбургской епархии, настоятель собора в честь Успения Пресвятой Богородицы на ВИЗе города Екатеринбурга, а также иеромонах Аркадий (Логинов), руководитель административного секретариата Екатеринбургской епархии, старший преподаватель кафедры церковно-практических дисциплин Екатеринбургской духовной семинарии, настоятель Архиерейского подворья во имя святителя Саввы Сербского города Екатеринбурга.