По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

14 марта 2021

В Прощеное воскресенье митрополит Евгений совершил Божественную литургию в Храме на Крови

14 марта 2021 года, в неделю сыропустную, вос­по­ми­на­ние Ада­мо­ва из­гна­ния, Прощеное воскресенье, день празднования Державной иконы Божией Матери (в 2021 году перенесено с 15 марта), митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений совершил Божественную литургию в Храме-Памятнике на Крови.

Высокопреосвященнейшему владыке сослужили: настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора Екатеринбурга митрофорный протоиерей Николай Малета, руководитель административного секретариата Екатеринбургской епархии иеромонах Аркадий (Логинов), старший священник Храма-Памятника на Крови протоиерей Максим Миняйло, клирики Храма на Крови и духовенство Екатеринбургской епархии.

Со словом проповеди по запричастном стихе к молящимся обратился иеромонах Аркадий (Логинов).

Причастие Святых Христовых Таин совершалось с трёх чаш.

По завершении богослужения владыка Евгений поздравил всех с наступившим торжественным днем, которого с трепетом ждет всякий православный человек — последним день перед началом Великого поста.

— Сегодня день воспоминания изгнания Адама – первого совершенного человека, который впал в грех, который отрекся от Бога. День, когда он был изгнан в тот мир, в котором мы с вами живем, тот мир, который нам с вами привычен. День, когда Церковь вспоминает его плач около врат рая, но уже по другую сторону. Он уже вне рая находится и плачет, понимая, чего он лишился. В этот день все православные люди тоже перед тем, как начать плакать о своем падении, о своих грехах, о своих несовершенствах, мы замираем на мгновение, прежде чем встать на этот путь, и спрашиваем друг у друга прощения, — сказал правящий архиерей.

День изгнания Адама из рая владыка также сравнил с совпавшим по календар в 2021 году днем памяти иконы Пресвятой Богородицы «Державная», «которая тоже явилась на пороге старой, как сейчас говорят, жизни, еще той дорежимной Руси, и новой истории, переполненной трагизмом, плачем, слезами».

— Эти два порога – райский и порог, на котором переломилась история нашего Отечества, – они очень и очень похожи. Похожи по тому, насколько благостно и хорошо было Адаму в раю, насколько сегодня мы можем сравнить человека, который жил в Российской Империи, в той еще стране, наполненной верующими людьми, возглавляемой верующим правителем благочествивейшим государем императором Николаем Александровичем, осененным жизнью, житием и подвигом его венценосной семьи: супруги, чад. Каков контраст: что было и что стало, когда произошло отрешение государя от власти. Людям казалось, как и Адаму, сейчас я что-то узнаю. Но, к сожалению, Адам знал самое большее, что можно знать, Кого можно было знать. Он знал Бога, дружил с Богом, он любил Бога и был возлюблен Им. А когда отступил, лишился этой любви. И народ русский был возлюблен Богом, любил Бога, жил Богом – это была основная ценность, и отрекся от Бога и отрекся от своего царя, — сказал архипастырь.

Его Высокопреосвященство подчеркнул, что для нас явлется великим утешением то, что Господь Бог дал Адаму надежду, сказал, что придет Утешитель, придет Избавитель, «Который вернет тебя в паки в рай».

— В день отречения государя, отрешения государя Николая Александровича от власти Матерь Божия явилась этим образом, который мы сегодня прославляем — образ, на котором Она держит скипетр и державу в своих руках. Это знамение, что держава Руси, власть на Руси перешла от благочествивевшего государя императора Николая Александровича к Ней – возлюбленной Матери нашего Господа. И Матерь Божия, держа эти символы власти, Она содержит, держит в Своих руках нашу жизнь, жизнь нашей страны, — сказал митрополит Евгений.

И эта любовь Матери Божией для нас великое утешение, отметил он.

— Наверное, если бы Господь был мстителен, если бы святые были мстительными, то после того зла, того предательства, которое произошло на Руси, наверное, жители страны, отрекшейся от правды, от своего государя, наверно были бы тоже изничтожены. Но то, что мы сегодня живы, то, что мы сегодня в храме, и то, что сегодня храмы в воскресные дни наполнены молящимися людьми, это для нас огромной силы свидетельство любви Бога. Бог по любви Своей хотя и наказывает, но научает Адама, Он говорит, что теперь ты будешь вкушать плоды земли, будешь трудиться в поте лица своего, вкушать хлеб, волчцы и тернии теперь твое достояние, не райские сладкие плоды, а эти колючки. То, что достоянием русского народа после отрешения государя от власти стали слезы, кровь, голод, войны, нестроения, смуты – все то, что мы по сей день переживаем – это так. Но, Господь удержал Адама. Он питал, согревал, направлял его. Матерь Божия питает, согревает, вразумляет наш народ. В этом для нас великая надежда, — сказал владыка.

Митрополит Евгений пожелал всем стремиться к тому, чтобы  слушать Бога, слышать Бога и не сопротивляться тогда, когда Бог управляет нами, «чтобы держава Божия была ни на вообще какой-то стране, ни на каких-то людях, а лично на мне, лично на каждом из нас чтобы была державная рука Божия, которая вела бы нас».

Сегодня вечером, 14 марта митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений в Свято-Троицком кафедральном соборе города Екатеринбурга совершит вечерню с чином прощения. Начало богослужения: в 17:00.

Прощеным воскресеньем, так в просторечии называется неделя сыропустная, завершится последняя перед Великим постом седмица. Это служба по-особенному торжественна и радостна. С нее начинается весна постная, весна духовная, начало пробуждения и пути ко Христу Воскресшему. Именно с вечерни, после которой в этот день совершается чин взаимного прощения, начинаются богослужения святой Четыредесятницы. Обычай испрашивать прощения перед постом имеет свою древнюю традицию, когда подвижники уходили на время Великого поста из городов и монастырей в уединенные места. Отправляясь в этот путь, порой трудный и опасный, они старались примириться друг с другом. 

Напомним, в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви по­след­нее вос­кре­се­ние пе­ред Ве­ли­ким по­стом име­ет еще на­зва­ние «Вос­по­ми­на­ние Ада­мо­ва из­гна­ния». На­ша Цер­ковь в этот вос­крес­ный день вспо­ми­на­ет, как на­ши пра­ро­ди­те­ли Адам и Ева не со­хра­ни­ли за­по­ве­ди Гос­под­ни, на­ру­ши­ли Бо­жию за­по­ведь, вку­си­ли от за­пре­щен­но­го пло­да, из чи­стых и без­греш­ных свя­тых ста­ли несчаст­ны­ми греш­ни­ка­ми и бы­ли из­гна­ны из са­да Эдем­ско­го. По­те­ряв­шие рай, они по­зна­ли и уни­что­же­ние есте­ства че­ло­ве­че­ско­го, по­то­му что по­сле их гре­хо­па­де­ния все бы­ло на­ру­ше­но. Цер­ковь на­ша ста­вит нас как пе­ред две­ря­ми рая, чтобы мы по­ня­ли, что на­хо­дим­ся на зем­ле греш­ной, и не по­то­му что ее Бог та­кой со­здал, а по­то­му что че­ло­век ее та­кой сде­лал.