По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

9 марта 2021

«Наша вера определяет наши поступки, нашу жизнь»: важность самообразования обсудили онлайн с уральским батюшкой

Важно ли самообразование для христианина, нужно ли расширять знания о вере и как их получить – на эти и другие вопросы в еженедельном проекте «Онлайн с уральским батюшкой» ответил иеромонах Аркадий (Логинов), руководитель административного секретариата Екатеринбургской епархии, старший преподаватель кафедры церковно-практических дисциплин Екатеринбургской духовной семинарии, настоятель Архиерейского подворья во имя святителя Саввы Сербского города Екатеринбурга.

Батюшка начал беседу с отрывка Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», потому что, как сказал священник, в нашей жизни понятие слова связано, в том числе, и с сознанием. Слово – это способность человеческого разума, которая в значительной степени отличает нас от всякой иной твари Божьей. Способность мыслить и выражать свои мысли словесно – наше преимущество и наше достояние, это дар Божий. Иисус Христос в своей заповеди говорил: «Научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго духа». По мнению батюшки, это является самым важным для христианина, потому что вера наша от слышания, и принятие человеком таинства крещения невозможно без того, чтобы он был в этой вере наставлен и научен. И слово начинает играть здесь определяющую роль.

Неслучайно в древней Церкви Таинству крещения предшествовал довольно длительный период времени, который имел несколько целей. Выражение человеком желания принять крещение во имя Святой Троицы выступает свидетельством тому, что он уверовал слову Божьему. Намерение и желание человека в наше время и раньше считалось достаточным для того, чтобы он был крещен. Но всякое дело познается по плодам, и плоды эти, увы, были раньше не самыми добрыми. И сегодня эта проблема остается актуальной.  Значительная часть людей были крещены в младенчестве, но какова их вера и есть ли она у них? Отец Аркадий заметил, что сегодня очень часто священнослужители сталкиваются с утверждением, что у человека вера в душе, что он верит в Бога в душе, и ему не нужна Церковь и «её атрибутика».

– Всякое дерево познается по его плодам, – отметил священнослужитель. – Каковы плоды человека, который утверждает, что он верит в душе, что является по-настоящему предметом его веры? Ведь наша вера определяет наши поступки, нашу жизнь, и поэтому заповедь Христа ученикам – научить вере прежде, чем крестить – означает только одно: человек должен принять эту веру осознанно. Принять – это значит изменить свою жизнь, в некоторых случаях изменить совершенно радикально.

Во времена язычества мир был особенно религиозным, но эта религиозность была отрицательной, если можно так сказать, подчеркнул отец Аркадий. Христос проповедовал учение о Едином Боге, что нет никаких иных Богов. А жизнь общества того времени определялась совершенно противоположной установкой – для каждого случая в жизни, для объяснения каждого события можно было найти подходящего бога, один тебе помогает, другой противоборствует. Но всё, что в мире есть благое, оно от Бога, и только один Он есть настоящий и подлинный источник благости.

Апостольская проповедь и проповедь Церкви первых веков имели своей целью не просто объяснить те или иные положения веры, а научить человека так, чтобы вера стала целью в жизни. Длительный период подготовки к крещению был наполнен не только ежедневными научениями, лекциями, семинарами. Начало Великого поста – период особой литургический жизни Церкви, который получил свое начало как следствие огласительной практики, приготовлению к крещению, которое совершалось в канун Пасхи.

Во время богослужений в период Великого поста читаются паремии, Книги Бытия и Книги Притчей. Это и есть та часть древней огласительной практики, которая имела своей целью дать базовые знания о вере. Библия начинается с описания творения мира, то есть человеку даётся знание о том, что Бог сотворил этот мир, что он не возник сам по себе, это не какая-то случайность. Творение Богом этого мира и есть благо, поэтому самого описание каждого дня творения завершается качественной характеристикой: «И увидел Бог, что это хорошо».

Читаемая на шестом часе в седмичные дни Великого поста паремия – это книга пророка Исаии, которого обыкновенно называют ветхозаветным евангелистом. В ней сосредоточено очень много пророчеств о воплощении Бога, воплощении сына Божьего, о том, как совершится спасение человека. Чтение книг во время Семидесятницы было некой школой веры для тех, кто должен был принять крещение. Последний этап подготовки к крещению заключался в передачи символа веры, который сегодня мы очень часто читаем во время утренних молитв. Этот текст звучит на богослужениях, на литургии и в ряде других богослужений суточного круга. Само понятие древнегреческого слова «символ», которым этот текст назван, несет в себе смысл того предмета, который служит знаком, опознанием истинности. Символ веры является тем, что сообщается человеку непосредственно перед крещением. Заучивание текстов символа веры фактор важный, но не определяющий, потому что важно не только знать и воспроизвести слова, но их надо понимать. Как говорил апостол Павел: «Вера наша от слышания», то есть вера тогда становится подлинной, глубокой и настоящий, когда человек понимает смысл символа веры. Вера человека действительно должна изменять его жизнь.

Где же получать христианину все эти знания? В истории нашего отечества преподавание основ веры, катехизис или, как он ещё именовался, Закон Божий, было обязательным для изучения всеми. Подавляющее большинство населения Российской империи принадлежало российской Православной Церкви по рождению, и, как правило, были крещены в младенчестве. Поэтому Закон Божий преподавали, чтобы люди понимали, как жить по заповедям.

Но помимо знаний Закона Божьего важна и среда, в которой рос и воспитывался человек. Среда определяет, насколько вера будет укореняться в жизни человека, и каковы будут плоды её. Если его окружают люди верующие, то основы веры обретают совершенно конкретные очертания. Когда ребёнок видит добродетели своих родителей и убеждается в том, что слова Евангельские действительно обретают жизнь, видит добрые примеры, то он учится быть последовательным в тех добродетелях, в тех учениях в вере, в которых он был воспитан. Но когда нет той самой благоприятной среды, в которой семя веры приносило бы свои плоды, то становится очень трудно. И человеку приходится самому искать какую-то опору.

Тогда на помощь приходит дополнительное образование, это могут быть курсы, которые организуется при храмах, или воскресные школы для взрослых, или же, если говорить о более высоком уровне, то образование в форме конкретных образовательных программ. В Екатеринбурге, например, есть духовная семинария, Миссионерский институт, дающий возможность ищущему человеку получить полноценное образование, соответствующее высокому уровню теологического знания. Но необходимость в этом возникает, когда человек ощущает свое я, осознает призвание служить ближним, и это служение может совершаться в формате принятия священного сана, чтобы стать проводником знания о Боге, вере. Не все могут стать священниками, этого и не нужно делать, потому что в служении определяющим является призвание, но призвание может быть и во врачевании, учительстве и во многом другом, где человек может помогать строению церковной общины, передачи знаний о вере своим братьям и сёстрам. Это тоже требует определенного призвания, и для этого тоже требуются специальные знания.

Батюшку спросили, как в обычной жизни верующего человека может сказаться отсутствие регулярного и системного самообразования, учения о вере. Отрицательные плоды этого видно сейчас, отметил батюшка. После десятилетий пленения Церкви в нашем отечестве вдруг резко открылись возможности, в 90-е годы произошел взрывной рост интереса людей ко всему, что прежде отрицалось. Это было следствием отсутствия системы духовного образования, самообразования посредством чтения, например, житий, которые были одним из источников знаний. Книга «Жития святых» представляет собой сборник жизни святых на каждый день. И, казалось бы, какая польза от этого чтения? Но на самом деле даже это играло немалую роль, эти жития в современном мире звучат как некие сказки. Это как Евангельские притчи. Ведь притча – это не обязательно конкретный случай в жизни, это гипотетический случай, был ли он в реальности или нет – не главное. Главное, что эта житейская ситуация в действительно может быть, и посредством Евангельских притч дается нравственная установка, конкретные знания о Боге, домостроительстве, спасении. Как притча о Страшном суде, так и жития святых имели своей целью дать образец, пример. Когда ты куда-то идёшь, и ты знаешь, что ты не первый идёшь по этому пути, что по нему прошли многие, что на этом пути есть трудности, сложности, то ты, слушая жития, как бы вооружаешься. В житиях святых как раз говорится, что главное – этот путь преодолеть. И чтение о житии в плане самообразования имеет большую роль.

В 90-е годы Церковь не имела даже воскресных школ. И плоды этих лет – это разгул всякого оккультизма, вера в экстрасенсов, в потусторонние силы, гороскопы и т.д. Просто потому, что не было никаких ориентиров. Такой результат, по мнению священнослужителя, неизбежен, когда люди говорят, что Бог в душе. Это значит, что у человека нет конкретного образа этого Бога, он не знает, кто этот Бог. Для него Богом становится всё, что ему предлагают.

– В девяностые годы прошлого столетия Россию наводнили разного рода секты, и пугалки начали активно распространяться в сознании человека от того, что нет четкого представления у людей, нет образа Бога. И сознание начинает выдумывать, создавать эти образы. А ещё легче это происходит, когда кто-то предлагает готовые образцы веры, и если у человека нет знания о своей вере, то ему просто не с чем сравнить. И прошлый год, год пандемии, стал некой лакмусовой бумажкой – он словно проявил то, насколько в нас много страха и мало любви, – заметил батюшка.

Иеромонах Аркадий (Логинов) обозначил главные ориентиры при самообразовании обращением к словам апостольским: «испытывать духи», потому что соблазнов всегда много. Искушения, которые прошёл Господь в пустыне после того, как бы принял крещение в Иордании, неминуемо проходит каждый верующий человек в разной форме и не всегда легко это удается. Но это неизбежно. И неслучайно очень многие образованные люди в прошедший год во время пандемии дискутировали и высказывали радикальные мнение о жизни верующих, церковной жизни. Они всякий раз напоминали нам ответ Христа, когда дьявол искушал его в пустыне. «Не искушай Господа Бога твоего, не хлебом единым жив человек», – вот эти слова произнес Христос. Евангелие – это тот самый ориентир жизни духовного человека, если кто-то учит нас иному, то нам не по пути, потому что только Христос один Спаситель. Для всякого христианина научение, образование и самообразованием очень важно и актуально. Чтение Евангелия и будет самым главным базисным необходимым проявлением символа веры. Чтобы оно было осмысленным, приходится обращаться к толкованиям, которые будут всегда помощью. Мы для себя открываем какие-то новые смыслы, слово задевает нас, оно меняет нашу жизнь, потому что слово стало плотью, отметил священник.  

Вопрос, как узнать, где истина, а где ложь, актуален во все времена. И сегодняшняя проблема – глубокое духовное невежество. Можно прочитать множество книг, можно не прочитать ни одной – это не сделает нас ближе или дальше Богу. Всякое знание будет бесплодным, если нет опыта, если это знание в жизни человека не применяется. И поэтому, отвечая на вопрос, как сказывается отсутствие регулярного системного образования в обычной жизни христианина, батюшка сказал, что отсутствие знания лишает нас ориентиров.

Слушатель спросил священнослужителя, считает ли он своё духовное образование законченным. Только глупец может сказать, что он знает всё, ответил батюшка. Настоящее духовное образование – это опыт применения знаний о Боге, применение богословских знаний.

Во время прямого эфира один из слушателей сказал, что хочет получить духовное образование, но на экзамене «заваливают» всю группу. Батюшка улыбнулся и сказал, что человек должен понимать важность духовного образования, тогда и трудности, которые могут встречаться на этом пути, он будет готов преодолевать. Если человек имеет знания, то он их имеет. И смысл не просто получить сумму знаний, а понять предмет, который ты изучаешь.

– Ну а несданный экзамен должен подтолкнуть человека сделать выводы, проявить терпение и трудолюбие. Это я могу это сказать как преподаватель. Всякое знание, если оно не имеет применения, не преобразуется в опыт духовной жизни, жизни христианина, то оно останется бесплодным и может иметь отрицательные последствия, – отметил батюшка.

Следующая встреча в рамках проекта «Онлайн с уральским батюшкой» пройдет в пятницу 12 марта. Ведущим интернет-эфира станет духовник Екатеринбургской духовной семинарии иерей Константин Корепанов, который раскажет, как подготовиться ко вхождению в Великий пост.

Напомним, «Онлайн с уральским батюшкой» – это цикл видеовстреч с православными священниками, клириками Екатеринбургской епархии. Онлайн проходит каждую пятницу в официальной группе Екатеринбургской епархии в социальной сети «ВКонтакте».

Задача проекта – представление приходов и священников Екатеринбургской митрополии, духовные беседы с верующими в формате онлайн. В проекте уже приняли участие настоятель екатеринбургского храма Иннокентия Московского иерей Илия Александров; настоятель Казанского храма в Екатеринбурге иерей Алексий Русин;  руководитель молодежно-миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, настоятель Благовещенского храма в Академическом микрорайоне уральской столицы иерей Даниил Рябинин; руководитель отела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, клирик храма Вознесения Господня в Екатеринбурге иерей Андрей Щукин; руководитель отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами, правоохранительными и исправительными учреждениями Екатеринбургской епархии, настоятель прихода в честь Владимирской иконы Божьей Матери на Семи Ключах протоиерей Андрей Канев; кандидат богословия, кандидат исторических наук, доцент кафедры церковно-исторических и гуманитарных дисциплин Екатеринбургской духовной семинарии священник Польской Православной Церкви иерей Иоанн Никулин; наместник Свято-Косминской пустыни игумен Петр (Мажетов); организаторы и ведущие проекта «Супружеские встречи» в Екатеринбурге иерей Димитрий Ваулин и его супруга Ирина; протоиерей Алексий Яковлев, настоятель храма во имя святителя Николая Чудотворца на Синих Камнях; благочинный Рождественского округа храмов Екатеринбурга, настоятель храма в честь Рождества Христова на Уралмаше иерей Андрей Юганец; благочинный Арамильского церковного округа, настоятель храма во имя Святой Троицы города Арамиля иерей Игорь Константинов; настоятель храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы поселка Горный Щит иерей Димитрий Задорин, а также иерей Иоанн Парамонов, настоятель прихода во имя святого страстотерпца врача Евгения Боткина в Первоуральске, заведующий кафедрой теологии Миссионерского института Екатеринбургской епархии; иерей Кирилл Кузовников, настоятель храма во имя Николая Чудотворца в поселке Исток и храма святого Иоанна Воина в Берёзовском, а также протоиерей Евгений Попиченко, руководитель отдела социального служения Екатеринбургской епархии, настоятель собора в честь Успения Пресвятой Богородицы на ВИЗе города Екатеринбурга.