По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

7 марта 2021

«Обрести Бога или остаться вне Его, человек принимает решение своей жизнью»: наставления в неделю о Страшном суде


Фото: Страшный суд, Джотто ди Бондоне 1306 г.

О благих делах и покаянии, о необходимости деятельного осмысления Страшного суда и о том, что этот Суд вершит человек самостоятельно, рассказал в традиционной рубрике «Великопостные беседы» иерей Даниил Рябинин, руководитель молодежно-миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, настоятель Благовещенского храма в Академическом районе Екатеринбурга.

— Мы добрались, дорогие братья и сестры, до третьего воскресного дня из подготовительных недель к Великому посту. И этот воскресный день посвящен самым глубоким размышлениям, к которым приглашает Священное Писание и Церковь. К размышлениям о собственном духовном состоянии и как о нем можно судить.

Накануне мы почтили своих усопших родных и близких заупокойными богослужениями Вселенской родительской субботы, принеся свой молитвенный дар любви в вечной памяти о них. Ведь над ними уже свершился частный Божий суд и они, также, как и мы, ожидают всеобщего воскресения. Единственным отличием между нами является то, что в каком положении их застал Господь в смертном часе, то они уже и не могут изменить, уповая лишь на милость Божию, молитвы Церкви и на нашу с вами любовь. А мы – все можем изменить в своей жизни. И делами, и покаянием, чем собственно должны заниматься, в особенности грядущим Великим постом.

И для того, чтобы подвигнуть наши души к благим делам и покаянию, наш ум приглашается к созерцанию картины Страшного суда, в реальности которого нет смысла сомневаться. Это созерцание и осмысление, как и все, что есть в нашей духовной жизни, не просто умозрительное, оно должно быть и деятельным, пока мы живы и способны к деятельности.

Текст Священного Писания, читаемый в этот праздник, повествует о двух категориях людей. Одни добры, милосердны, заботливы и жертвенны. А другие, скажем мягко – не такие.  Но между ними есть очевидная общая черта. И первые, и вторые просто живут и не оценивают свою деятельность или не деятельность как заслугу или провинность перед Богом. Ведь они одинаково вопрошают: «Господи! Когда мы видели Тебя…?»

И на этом внешняя общность и заканчивается. Ведь у первых – это удивление награде за то, что было естественным в их жизни. Не только в голодном, больном, заключенном и бедном они искали образ Божий, таковыми являлись для первых все люди – и сытые, здоровые, счастливые и богатые. Ко всем эти праведники относились «по-человечески», с христианским служением потому, что таков и есть настоящий Дух Христов, который в нас творит Свое Царство уже здесь. Про таких апостол Павел и говорит: «На таковых нет Закона» (Гал.5,22).

Такая жизнь характеризуется постоянным ощущением присутствия Бога. И это ощущение становится реальностью в конкретных делах. Отсюда и удивление, ведь Господь – он везде в их жизни. Как Давид и говорит: «Куда пойду от Духа Твоего и от Лица Твоего куда убегу»? (Пс.138,7) Подвиг не в том, чтобы временами творить добрые дела. И разбойник может пожалеть свою жертву. Святость в том, что добрые дела и не считаются таковыми. Разве живой и здоровый человек задумывается над дыханием кислородом? Пока все в порядке, он просто дышит. И лишь при встрече с затруднением мы обращаем внимание на то, что вообще то, этого привычного газа может не хватить на двоих. Так совершается жизнь здорового духовно человека.

И на контрасте. Вторые, кто не имел ощущения присутствия Бога, удивляются, очевидно сожалея, что, если бы они знали…. Но даже зная об этом, например, взглянув на календарь и увидев, что сегодня 7 марта 2021 года от Рождества Христова, такому человеку без усилия над своим духовным состоянием, невозможно войти в Царство Небесное. Выходит, что Суд вершит каждый самостоятельным волеизъявлением – желая обрести Бога или остаться вне Его. И Господь лишь утверждает это решение, которое принимает сам человек своей жизнью.

Мы не верим в Бога, Который отправляет в тьму кромешную кающихся и просящих помилования людей. Мы верим в Бога – вдохновляющего Своей Любовью на любовь и спасение всех свободных людей.

И еще на одну деталь Евангельского повествования хочется указать в этот день. Смотрите, дорогие братья и сестры, какую страшную картину люди создали вокруг себя: бедность, страдания, болезни, преступления… Это что ли настоящий результат цивилизации «человека разумного»? Увы, это результат поражения грехом этой самой цивилизации, когда разум помрачен грехом и добрыми делами являются частные попытки исправления ситуации, потому что на построение рая на Земле человечество оказалось не способным.

Конечно хорошо представить себе, что нет стран, которые делят этот мир, нет убийств, а есть братство всех людей. Нет нищих потому, что нечего делить между собой и всего всем в достатке, нет жадности и голода. И в какие бы тесные союзы и круги такие добрые мечтатели здесь на Земле не объединялись и не вставали, увы, без преодоления греха все это так и останется мечтами. Но мы – христиане, верим и знаем, что все это ждет нас в Царстве Небесном, в котором истинные святые живут уже здесь потому, что Оно – внутри. И таким можете стать все вы. И Господь нам в этом, особенно Великим постом, в помощь!

 

Смотрите также:

ВИДЕО: «Воскресное Евангелие»: толкование притчи о Страшном суде

Действующие лица